Вопрос священнику

29 Декабрь 2013

Екатерина спрашивает:
Здравствуйте батюшка.Какими по вашему мнению должны быть отношения с духовником? Насколько здесь важны обычное человеческое общение и взаимопонимание? Как быть,если последнее все-таки не очень складывается, но слово пастыря дает многое.

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Екатерина!
Попытаюсь ответить, отношения с духовником — это, наверное, роскошь. Все это описано в духовной литературе, правильное отношение и понимание. Тонкая область. Было известно, что уходить от духовника всегда бывает нехорошо, вредно и это самый крайний шаг. На духовника всегда бывает брань, обида, противление, если все с пользой. Человеческая сторона важна, взаимопонимание, но, наверное, не самое главное. Здесь выше, Господь сводит, бывает польза, но мы не все понимаем, как дети. Поэтому разрыв всегда болезненен, надо искренне просить Бога, чтобы уврачевал ситуацию, и мы поступали по Его воле, то есть действовать не от своего ума, который обманывается. Иначе бывает все плохо и болезненно. И еще желательно, чтобы батюшка отпустил сам и сказал, куда идти, если, действительно, отношения совсем в тупике, то есть получить благословение. Храни Господи.

10 Декабрь 2013

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте,батюшка! Помогите дать лаконичный и конкретный ответ моей пятилетней крестной дочери:»А где наша душа находится? И как она там?»

игумен Феодосий отвечает:
Душа — это мы сами, это — я! Говорю, моя рука, моя голова, а кто этот я? Это и есть моя душа, которая мыслит, чувствует, переживает, действует, решает, живет. А тело — это одежда души, через наше тело душа действует. Душа живет во всем теле, везде, в каждой клеточке, так учат святые отцы. Но особенно в сердце, да, там, где оно бьется, это центр души. Сердце переживает, чувствует, волнуется. В глубине своего сердца человек встречается с Богом…
Если мы делаем хорошие поступки, то и душе хорошо, она веселится, а когда делаем плохо, то и душе становится тесно, тоскливо, стыдно.

 

17 Ноябрь 2013

Елена спрашивает:
Просматриваете ли вы батюшка ваш сайт?На вашем сайте ,в образце отказа от уэк,такая анкета ,что только размер ноги писать не надо.А в новостях за 17ноября,мы конечно все против абортов,призываете зарегистрироваться на сайте электронного правительства?

игумен Феодосий отвечает:
Анкету сняли, которая была предложена в соответствующем министерстве, там излишние данные. Вполне достаточно анкеты, предложенной на епархиальном сайте, сокращенной, проверенной на практике.
В авторитетном ответе руководителя ведомства по информационным технологиям Игоря Алексеевича Иванова прозвучало, что выпуск УЭК на 2014 год не заложен в бюджет, т.е. выпускаться в Архангельской области в массовом порядке не будет, только отдельные экземпляры по специальному прошению.
Но отказы писать все равно рекомендуется, для кого это важно.
Следующее, да, мы вполне сознательно предлагали регистрироваться на сайте правительства и производить там голосование против аботров. Теперь это все равно, что выйти на демонстрацию или пикет протеста. Некоторые наши друзья проделали этот путь, он очень громоздкий, затруднителен для массовой акции, поэтому предложение это сняли. А насчет безопасности или других соображений — ну, раз Вы побывали на нашем сайте, значит Вы уже в системе, и мобильный телефон, наверное, у Вас есть. А тут не так важно, регистрироваться на тех или иных порталах или нет, Вы полностью просматриваетесь и отслеживаетесь при необходимости…

15 Ноябрь 2013

Ольга спрашивает:
Здравствуйте, отец Феодосий!
Я знаю, что Вы много делаете для того, чтобы помочь людям в разных бедах. Мой сын сейчас в СИЗО-4, что на ул.Силикатчиков, отбывает свой первый срок в хоз отряде. Возможно, что скоро освободится по УДО, но у меня есть причины волноваться о том, как он будет адаптироваться к обычной жизни…
Будет ли у вас возможность посетить заключенных в ближайшее время и побеседовать с ними о том, куда они могут обращаться, если они почувствуют на свободе признаки срыва или вовлечение в какое-то зло. Как раз к 12 декабря планируется глобальная амнистия и на свободе окажутся много ему подобных людей…
Если бы Вы могли съездить и поговорить с людьми и направить на здравомыслие.
Спасибо огромное за то, что Вы есть!

игумен Феодосий отвечает:
Ольга! Благослови Господи!
Позвоните в наш храм, передайте, чтобы мне сообщили сразу и оставьте свой телефон.
По этому вопросу надо связаться лично и определить посещение.
Тел храма: +7 962 659 33 76.
Звонить удобнее во время, когда нет богослужения, с 11 час до 17 час.

Олег спрашивает:
Здраствуйте батюшка! Пишет Вам инвалид Олег из Харькова.
Прошу у вас помощи. У меня есть близкая подруга, она встречается с
парнем, который два раза уже избил ее, когда он был пьяный.
Ей говорю что бы она ушла от него, но она не хочет даже слушать меня и
не только меня, но и своих родителей.
Ее зовут Лена.
Скажите мне как быть и что делать, и помолитесь за нее ПОЖАЛУЙСТА!

игумен Феодосий отвечает:
Олег! Благослови Господи!
Есть такое явление в психологии зависимости, когда люди терпят от нетрезвого ближнего великие страдания и при этом не способствуют его выздоровлению, но, напротив, косвенно своим поведением содействуют его пьянству. Это страшное явление — зависимость и созависимость. Трудно на расстоянии говорить точно, но общие слова можно озвучить.
Скажем, сделать ничего нельзя, в чужие отношения не войти, человек часто делает вопреки очевидному, логике, смыслу. Это и есть семейная болезнь. Алкоголизм — семейная болезнь. Молиться всегда можно и хорошо.
Почему человек так поступает, причин много, может быть и унаследованное, много причин.
Примем также в свое молитвенное поминовение. Напрямую говорить, наверное, бесполезно, хуже может быть. Господь желает, чтобы каждый из нас нес бремя последствий своих поступков, это воспитывает человека, просвещает.
Дай Господи нам сил понести бремя своего креста!
Храни Вас Господь.

15 Ноябрь 2013

Светлана спрашивает:
Если Бог не дает мне мужа, значит может мне и не надо. Или я недостойна?
Дьявол как будто дразнит меня. Вот, у всех кто то есть, а Бог тебе не дает никого…

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая Светлана!
Вопрос очень важный, спасибо, что такое спрашиваете, многие, наверное, об этом положении дел размышляют, но стесняются говорить.
На такой деликатный вопрос я бы попытался ответить так, как мы обычно беседуем с разными людьми на подобные темы.
Господь, как известно из Нового Завета, определил человеку два пути спасения на земле — в семейной жизни и в жизни одиночной, но честной, воздержанной.
И совершенно неважно, в каком состоянии жить, это, если угодно, техническое средство, зависит от устроения, расположения человека, намерений и, конечно, от воли Божией. Главное — жить благочестиво!! Хотя бы и в семейной жизни, и в одиночной. Господь желает от нас только одного — благочестивой жизни!
Остальное лучше предоставить Его святой воле.
Не должно девушке слишком сильно беспокоиться о замужестве, просить у Господа можно, конечно, что угодно, но спокойно так, со смирением, принимать.
Бывает семейная жизнь благочестивая, это подвиг людей, а бывает как ад.
Зачем самому искать страданий? И бессемейная жизнь может быть благочестивой или очень скверной, зависит только от нас.
И, конечно, нельзя считать себя какой то ущербной, нагнетать комплексы, мы должны учиться мужеству быть самими собой, почувствовать, какие мы есть и не играть ролей. Это очень сладостно быть самим собой, преодолевать различные в нашей жизни страхи, учиться надеяться на Бога, принимать все в нашей жизни как из Его рук, это возможно и очень красиво.
Как благословишь Господи! Главное искать Его и просить силы исполнить, Ты творишь в моей жизни, не буду мешать, или меньше мешать Тебе постараюсь…

15 Ноябрь 2013

Наталья Парамонова спрашивает:
Здравствуйте, подскажите пож-ста, чем можно помочь человеку тянущемуся к алкоголю. Сам человек крещеный в детстве, но совершенно невоцерковленный. Я поминаю его в утреннем правиле.Думала, если заказать сорокоуст за здравие на проскомидию, но мне в одной часовне сказали, что это оч. опасно для того человека, за которого заказан, т.к. может разом напасть множество бед и скорбей. Боюсь навредить своим незнанием.

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая Наталия!
Вопрос про алкогольную зависимость сейчас активно изучается нами, пытаемся вникать, чтобы можно было чем то помочь.
Искренне прошу извинения, что не отвечаю на вопросы поставленные вовремя, так получается иногда, и по техническим причинам впрочем.
Один из главных постулатов в реабилитации зависимостей в том, что без активного и сознательного участия человека помочь ему невозможно.
Наверное, бывает чудо по вере и жертве близких. Но благодатное воздействие на человека заключается, как правило, в том, что человеку оказывается помощь осознать свое бедственное положение, увидеть болезнь, то есть проявить смирение, принять то, что есть и тем самым начать путь к выздоровлению. Это начало самое трудное. У медиков даже есть специальный термин, означающий отрицание своего био-психо-социо-духовного заболевания (алкоголизма)- анозогнозия, отрицание.
Заказывать сорокоуст о болящем близком, знакомом человеке, очевидно, можно по нашему желанию и нашей вере, но как Господь прикоснется к нему, мы, конечно, не знаем, бывают тяготы, потрясения какие то, чтобы человек встряхнулся, обратил внимание, начал осознавать. Но действие Божие мы проектировать не можем, знаем главное, что Бога бояться в этом смысле не надо, Господь все делает ко благу, нашему научению, какие делать выводы, зависит только от нас самих.
Обращаем внимание, что на нашем подворье особенно занимаются проблемой алкоголизма. По понедельникам в 18 час действует группа для родственников болящих — созависимых, по вторникам и четвергам группа АА с 19 час.
Даем индивидуальные консультации, куда обратиться и как себя вести.
Храни Вас Господь!

22 Октябрь 2013

Андрей спрашивает:
Когда захожу в церковь, чувствую себя очень не ловко, тянет быстрее выйти. Крещен в 90-х.в православии. Наверно было тогда модно. Но вот парадокс, зашел в католический храм и как дома тепло, все радует. Когда крещусь, то как католик. Может что то не так?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогой Андрей!
Субъективные чувства в духовной жизни обманчивы, хотя и чувства наши живые и живем мы в ощущениях. Но духовная реальность настолько выше и часто превосходит наши ощущения и повседневный опыт, что непросто бывает здесь ориентироваться.
Ощущение теплоты в храме бывает от разных причин, наверное, как люди молятся, как относятся к друг другу, много тонких и субъективных причин, люди все чувствуют по-разному. Но вопрос истины исповедания, истины веры, глубочайший, он требует труда, изучения человеком, приложения усилий, честности.
Поэтому, человеком православным или западного исповедания мы становимся, должны становиться, не по субъективному впечатлению, например, как нас приняли в том или ином месте, что мы испытали, эмоции какие были, а понимая, что различие вероисповеданий у нас не формальное, не по обряду, а по глубокому восприятию, так сказать, духовной жизни, вероучения, эти различия существенные, обойти их нельзя, сделать вид, что не заметили, нельзя.
Надо вникать, что несет восточное христианство, Греко-кафолическая Церковь, как нас называют, почему мы не принадлежим Церкви западной, римской, попытаться вникнуть в катехизис, основы вероучения. Главное, искренне молиться Господу, чтобы Он привел нас к Себе, научил нас исполнять Его волю. И это не формальные слова.
А как налагать на себя, например, крестное знамение — справа налево или слева направо, как складывать пальцы — это все относится к традициям, обычаям и не имеет судьбоносного значения.
А вопрос вероисповедания, вероятно, по нашему глубокому убеждению — самый главный в жизни, от него зависит не только земная жизнь, но и жизнь вечная, понятие которой несомненно существует для религиозного человека.
Люди, путешествуя по разным странам, выносят немало впечатлений от соприкосновения со святынями этих стран, но эти впечатления не делают человека католиком или буддистом, иначе это будет измена веры. Вера больше жизни, больше здоровья, благосостояния и вообще всего земного. Вера идет через горнило страданий, личного опыта, лишить человека веры нельзя, если он не делает этого сам.
Храни Вас Господь!

20 Август 2013

Фотиния спрашивает:
Батюшка Феодосий, у меня очень тяжело болеет мама! Я молюсь и надеюсь на милость Божью! Я из Москвы и не знаю, как в данной ситуации мне доехать в Архангельск, чтобы прикоснуться к Чудотворному Кресту и попросить о мамином выздоровлении. Что Вы мне посоветуете?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Фотиния!
Если болеет мама или близкие родные, в любом случае можно молиться на любом месте, дома, бывать в любом храме, где доступно.
Господь всегда знает наши обстоятельства, в этом заключена милость Божия, что мы можем молиться на любом месте. Когда есть возможность поехать к святыне, это хорошо сделать, но не следует беспокоиться, когда нам трудно куда либо поехать. Господь смотрит на искренность нашего сердца, наше расположение, старание, Бога призывать можно везде.
Молитва родителей за детей и детей за родителей всегда сильная, со смирением и усердием призываем Его.

Вячеслав спрашивает:

Много пью, что можно сделать?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогой Вячеслав!
Надо прийти в наш храм на консультацию, возможно каждый понедельник в 18 час. в новом церковно — приходском доме. Наш храм оказывает первичное консультирование, направляет к специалистам, на этой консультации обстоятельно объясним, что возможно сделать при данном недуге. Все это при личном общении.

21 Июль 2013

Юлия спрашивает:

Читала про Марию Египетскую и в самой много грехов, блудных мыслей, рукоблудее. Тянет смотреть всякую мерзость… Не могу с этим справится никак. Подскачите какую-то молитву.

игумен Феодосий отвечает:
Юлия, Ваш вопрос дошел, но по ряду причин не удавалось отправить ответ.
Грех, про который Вы пишете, коренится в нашей измененной человеческой природе, борьба с ним требует терпения, внимания, настойчивости, преданности воли Божией и, конечно, помощи Божией.
Как только душа получает опыт греховного удовольствия, оно бессознательно прилепляется к нему, ищет снова, греховное дело может повторяться вновь и вновь и тогда возникает страшная греховная привычка, страсть, бороться с которой очень трудно.
Для борьбы с блудной страстью надо, прежде всего, осознать себя духовно больным человеком, как наркоман или любой зависимый человек.
Сильнейшими средствами являются церковные Таинства — исповедь и причастие Святых Христовых Тайн. Исповедь должна быть совершенно искренней, глубокой, вспоминая с детских лет, к ней нужно готовиться.
К Причастию также нужно добросовестно готовиться, посещать богослужение, стараться читать каноны и молитвы, соблюдать пост.
Склонность к этой страсти может быть наследственной, но, главное, мы разжигаем ее своим собственным неистовством, рассеянной жизнью, разгулом, горделивым превозношением, пренебрежением, осуждением других людей. В нас растет сластолюбие и неодолимое желание получать греховные удовольствия.
Также необходимо внимание к своей повседневной жизни, деятельное покаяние, делать то, что мы в состоянии сделать волевыми усилиями. Победить страсть своими силами мы не можем, а вот повлиять на обстоятельства, которые вызывают приступы страсти бывает возможно. То есть отсекать в повседневной жизни, то, что нас соблазняет: порывать отношения с людьми, которые влекут нас в пагубную сторону, прекратить посещать компании, где грех оправдывают, не смотреть на экране, мониторе компьютера мерзкие виды и картины, беречь свое зрение.
И, главное, учиться беречь свой ум, его чистоту, не погружаться в развратные помыслы и мечтания. В этом помогают простые установления церковного Предания — о ежедневной молитве утром и вечером, еженедельном посте в среду и пятницу, чтении Священного Писания, ежедневном внимании к своей жизни и к своим помыслам.
Борьба с блудом требует от человека терпения и самоотверженности, преданности Богу, велики плоды этой борьбы и утешения, когда человек начинает обретать блаженную чистоту. Как любая страсть, а эта в особенности, не сдается легко, и, бывает, мучает человека долго, но на этом пути мы многому можем научиться, претерпеваем изменения с помощью Божией.
А главная цель — поражение страстью должно привести нас к богообщению, осознанию блаженной зависимости от Него, научит нас чаще обращаться к Нему, быть ближе, искрение, будем учится исполнять Его волю.

15 Июль 2013

Галина спрашивает:
Благословите, батюшка! На православных сайтах размещается информация о недопустимости внедрения в Росии УЭК. Однако в храмах нашего города Северодвинска нет информации об этом. Нет информации и о том, где можно отказаться от УЭК. Ведь в случае отсутствия отказа, УЭК будет оформлена каждому гражданину автоматически. Понятно, что из-за коррумпированности в высших эшелонах власти страны нас все равно будут убеждать и заставлять получать эти карты. Ведь большинство граждан нашей страны интернетом не пользуется и информацию будет получать только от имеющих в руках средства массовой информации. Почему же, конкретно, священноначалие нашей епархии и настоятели храмов открыто не размещают эту информацию и не ведут разъяснительную работу среди прихожан. А то ситуация очень становится похожей на описанную Ф. М. Достоевским в главе о великом инквизиторе книги » Братья Карамазовы». Когда мы встанем перед выбором — получить сытую жизнь или объединиться против нарушения нашей свободы совести и пострадать за это,- что мы выберем. Ведь большее количество наших прихожан, мне кажется, и не знает, что нас ждет?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Галина!
Было детальное обсуждение ситуации с УЭК на епархиальном совете. Настоятелям рекомендовано разъяснять позицию нашей Церкви, выраженную в обращении архиерейского собора 2-5 февраля 2013 г.
Потом была встреча в епархии с руководителями учреждения Архангельской области, отвечающего за выпуск УЭК, где был ясно разъяснен порядок отказа.
Все материалы выложены на сайте Архангельской митрополии.
В соответствии с этими разъяснениями отказы надо подавать с 1 ноября 2013 г., все поданные ранее отказы будут недействительны, их нужно будет повторить.
Отказ надо подавать лично, с паспортом, форма отказа свободная, образец выложен на сайте епархии и на нашем сайте, эта форма достаточная.
Дополнительно укажем адрес учреждения в Архангельске, постараемся выяснить про город Северодвинск, куда обращаться, разместим еще форму отказа.
Рекомендовано распространять постановление архиерейского собора по вопросу электронных документов, там все ясно и последовательно выражено,это руководство к действию и обращение к совести.

13 Июль 2013

Ольга спрашивает:
Батюшка,благословите! Чтобы не осуждать людей, надо осуждать себя, но когда я начинаю себя осуждать, впадаю в уныние,портиться настроение и не хочется ничего делать. Борьба с самим собой самая трудная борьба! Благодарю за ответы,они помогают.

игумен Феодосий отвечает:
Более правильная оценка самого себя должна привести к смирению, а, значит, к внутреннему облегчению, восприятию благодатной помощи Божией.

Если от взгляда на самого себя возникает уныние и расстройство, вероятно, примешивается самость, горделивость, которая может и не осознаваться, нет надежды, не видно пути улучшения. Самое главное, что Господь дает надежду и путь избавления от греха, и не так важно, насколько человек разрушен, главное, можно делать конкретные малые шаги — сегодня, завтра, потом. От этого бывает радость, на пути покаяния.
Думать сразу о своем полном исцелении бесполезно и безрассудно, удивляться от множества грехов своих тоже бессмысленно, важно действие, усилие к изменению, что называется покаянием. Известно то, что Господу важно направление движения человека, его труд, усердие, а результат — не в наших силах, в Его воле, как дар, чтобы человек не считал, будто что-то зарабатывает.

Говорят, чтобы смириться, нужно не столько рассматривать грехи свои, но возвести очи к возвышенному, святому.

А не осуждать других просто, для этого не обязательно сравнивать себя с кем то, что я хуже, все равно мы так не думаем, Господь лучше нас знает кто есть кто. Просто отказаться от суда над кем бы то ни было. Господь не разрешает нам судить другого человека. А вот оценивать поступки друг друга приходится постоянно, указывать на ошибки, исправлять действия, этим занимаются родители, наставники, да и почти все люди. И при этом нельзя судить человека, рассматривать его действия можно, а судить его нельзя. Люди постоянно это смешивают и от этого всем бывает тяжело, нарушается заповедь Божия.

А когда не судишь — очень легко, и дела получаются и всем вокруг легко. Люди хотят общаться друг с другом без взаимного суда, во взаимном приятии и прощении. И вот на пути духовного делания, различных жизненных трудов возникает более смиренное представление о себе, а другие вокруг постепенно начинают казаться лучше, хотя наш взгляд на окружающее может оставаться трезвенным и реалистичным.

10 Июль 2013

Екатерина спрашивает:
Нужно ли просить о помощи или она к тебе сама придет, когда необходимо? Не раз оказываешься в ситуации, когда своих сил физически не хватает, а просить о помощи стесняешься: вдруг человеку, которого ты попросишь, тяжело, неудобно и т.п. Думаешь: он, наверно, видит, что тебе нелегко, и если бы мог – обязательно помог, а раз не помогает – значит не может… Бывает, что незнакомые люди даже в православной среде (в монастыре, в крестном ходе) помощи сами не предлагают. Я думаю, этому есть какие-то объяснения (может, для смирения моей гордыни ..). Помогите, пожалуйста, разобраться.

игумен Феодосий отвечает:
Наверное, вопрос о помощи попытался бы так разобрать: полагаем, что поведение человека должно быть понятно для ближних и окружающих. Нам следует как-то выражать свое состояние принятыми формами. Можно, конечно, никого ни о чем не просить, но здесь легко оказаться в горделивом состоянии и в раздражении и обиде. Ближние должны понимать, что мы хотим и какое у нас состояние, а вот помогут нам или нет, это мы должны принять без ропота и осуждения. Самим решать за окружающих нас людей — помогать или нет — не следует. Господь в Евангелии учит нас не стесняться просить, выражать себя, хотя просить о чем-то всегда не легко, и человек сам решит, помогать нам или нет.
Просим — смиряемся, кто выслушивает просьбы — тоже смиряется. Можно и не просить, но тогда необходимо всецело уповать на Господа и тоже смиряться, не роптать и никого не осуждать.
И часто люди, вроде, не замечают наших трудностей не потому что они черствые и невнимательные, а потому что нам полезно смириться и обратить на себя внимание, попросить о чем-то.
Но если мы видим, что кому-то трудно, и мы можем ему помочь, конечно, следует предложить свою помощь, а не высчитывать, правильно или нет помогать ему.
Все должно идти от сердца, искренне, от души.

 

01 Июнь 2013

Ольга спрашивает:
Батюшка Феодосий! Благословите! Я хочу спросить Как правильно отдыхать? По православному, когда устаешь физически понятно, но как восполнять духовные силы? Почему так быстро теряется благодать, Божественная энергия? После воскресной литургии вроде бы полна сил, энергии, особенно после причастия. Но потом куда уходят силы? Как организовать себя? Много вопросов в духовной жизни.

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Ольга!
Давно был вопрос, серьезный, о нашей церковной жизни.
Прошу прощения, не было возможности писать ответ, это нехорошо, если мы уже существуем в интернетной среде.
Насущная тема, наверное, для каждого — утомление, ощущение потери сил духовных, желание восполнить, укрепиться.
Полагаю, что небольшой мерой дается нам получать духовную поддержку, это часть нашего крестоношения, Господь учит смиренномудрию и бережному отношению к дарам Божиим. Обилие благ духовных — это результат великих внутренних подвигов. Поэтому мы можем радоваться и тем утешениям, которые неизменно получаем в церковной жизни. А мы никогда не остаемся неутешенными и опустошенными, можем с дерзостию такое заявлять, Господь неизменно благ и милостив, и имеет постоянство. Все дело в том, как мы сами реагируем и распоряжаемся нашим состоянием.
Известно, что физическую усталость наш организм регулирует, если мы еще относительно здоровы, и отключается самостоятельно, надо чувствовать свое состояние и не доводить себя до крайнего утомления. Психическое напряжение тоже временно переносимо для человека, если продолжается слишком долго, может наступить срыв. А духовное напряжение, полагаем, безопасно для нас — это бдение, трезвение, делание, к которому мы призваны постоянно. Отдыхаем ли или работаем, расслаблены или напряжены, а духовное внимание доступно всегда и спасительно необходимо. Этому мы призваны учиться — бдение над собой, собранность, внимание к помыслам, осознание своих чувств, осмысление действий и т п. Это рассуждение, конечно, идеализировано, но это цель. В жизни все смешано, захлестывают чувства, эмоции, различные смятения.
Так вот, когда мы более духовно внимательны, лучше различаем обстоятельства и смиряемся и начинаем понимать, что нам делать, как расходовать свои ограниченные силы, чем заниматься. И меньше подвержены такой любимой нами суете, лучше различаем главное. Наша мысль может бежать вперед, надо делать и то и другое, действительно, может быть и надо. Но силы наши ограничены и приходится выбирать главное. Господи благослови, стараемся искать волю Его каждый день и тогда больше чувствуется внутреннее согласие. Живем в реальности, какие силы есть, тем распоряжаемся и не унываем и не завидуем тому, кто может делать больше и лучше.
А когда мы внутренне молимся, то, те обстоятельства, в которых мы бессильны или не успеваем, Господь покрывает и явственно ощущаем помощь Божию и Его содействие, учимся не оскудевать в надежде. А вообще Господь сказал, что мы не можем без Него ничего творить.
Благодать Божия неисчерпаема и по мере расходования ее на благие и добрые дела, получаем неограниченно снова, но только в состоянии великого внутреннего смирения. Не запрещается размышлять, думать, рассуждать, желать, стремиться, но все действия оканчиваются — Господи, благослови, Твоя святая воля! Тогда будет весело и на душе легко, и будет ощущение правильности поступков и дел.
А вот еще прекрасная народная формула, проверка на всякое дело.
Всякое дело нужно делать:
во славу Божию,
по воле Божией,
для спасения своей души и ближних.
Просто и очень точно.

29 Май 2013

ТАТИАНА спрашивает:
Батюшка, мне порекомендовали книгу «Старец Самуил. Да благословит Господь читающего и слушающих эту благодать » Л.Емельяновой. Несколько страниц прочитала, что-то не то. Может я не понимаю по скудости ума своего.Не ВРЕДНА ЛИ ОНА ?. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ — ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ НАПЕЧАТАНА.

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Татиана!
Прошу прощения снова за поздний ответ.
Уже в названии содержится нескромное выражение «..слушающих эту благодать».
Далее, смотрим на портале pravmir.ru подробный разбор по данной книге и других книг Лидии Емельяновой.
Можно набрать в поиске «Старец Самуил Л. Емельянова».
Оказывается, эта книга в десятке книг, не рекомендованных Издательским Советом к распространению, не то, что есть благословение. То есть, такая литература может соблазнить, дать неверные установки в духовной жизни. А это очень тонкая подмена, соблазн.
Ваше сомнение правильное.
Вообще, если сомневаемся по какому-либо тексту, книге, лучше разобраться и не принимать все без оценки. Православие требует внимания, бдительности, трезвенности.
Слишком высокая цена духовных вещей, ведь непосредственно проверить очень трудно!
А действие может быть глубоким и сильным.

24 Май 2013

Галина спрашивает:

Христос воскресе, батюшка! О. Феодосий, я уже больше 10 лет хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь, стараюсь выполнять заповеди Божии. Но вот проблема: оказалось, что в житейской ситуации, общаясь с близкими родственниками, которых сама же и пригласила к себе в гости из другого города, в течении 20 дней находилась из-за их образа жизни в таком величайшем раздражении, не показывая это внешне, что стало просто страшно за себя. Да, я терпела и смирялась, но это же все равно, как по Евангелию — я представляла собой гроб крашенный. Снаружи — улыбка, внутри — страсти. И это потому, что они доставили мне неудобства в жизни: и непредвиденные расходы и изменение режима жизни и др.
Я то считала, что мне в какой-то степени Господь даровал христианскую терпимость и любовь к людям, а тут так меня крутило. Поразмыслив, я поняла, что Господь этой ситуацией показал истинную мою натуру, но как же исправиться? Ведь я молю Бога каждое утро, чтобы Он даровал мне любовь, смирение, избавил от гордыни, сребролюбия, жадности. А тут такое со мной происходило по отношению к людям, которых я думала, что люблю, пусть не по христиански, но хотя бы по-мирски. Я исповедуюсь и причащаюсь регулярно, стараюсь хотя бы раз в месяц. И мне действительно страшно, сколько же во мне лицемерия, что я такой гроб крашеный. В чем же дело? Помогите разобраться, что мне делать. Я не хочу такой быть!

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая Галина! Попробую что-то написать на Ваш вроде бы понятный рассказ об обычной в нашей жизни ситуации.

Страсти прижигаются в нас очень долго, время необходимо немалое, сдвиги происходят, когда мы терпим, преодолеваем искушения при условии правильного направления душевной жизни во время этих трудностей, искушений. То есть в действии, в поступках, в обстоятельствах. Прижигание страстей всегда довольно болезненно. И затихают они в нас постепенно, по мере понесенных трудов.

Молитва, исповедь, таинство причащения — это необходимые врачебные меры, санитарный духовный кордон, эти меры призваны укрепить нас и подготовить к перенесению тех самых многоразличных испытаний, в которых душа возрастает.
И этими духовными средствами нужно пользоваться внимательно, с живым отношением, с внутренним смирением.

Когда Вы позвали людей в свой дом, это означает немалый подвиг. Жить с кем-то рядом трудно, особенно, если этот человек другого духа. Здесь надо взвешивать свои силы и искать волю Божию, могу ли я такое понести, нужно ли мне и зачем? То, что Вас раздражало что-то в своих близких, это естественно, раздражение бывает и праведным, может быть неприятие греха, чуждого поведения. Но может быть раздражение и лукавое, неприятие человека, желание осудить, превознестись.
Поэтому буря обеспечена при такой перемене жизни. Мы всегда должны спрашивать Господа, наше ли это дело, искать Его волю и тогда уже благодушно переносить все испытания, понимая, что от Него это было, не от нашего суетного ума. И то что страсти оживают при таких переменах — ничего удивительного. А напряжение может быть от своеволия в поступке.

Мы, конечно, не ищем себе испытаний сами, а ожидаем благословения Божия, просим у Него силы переносить. Все откровения о суде Божием в Евангелии говорят о том, что Господь будет судить нас по делам. Молитва, исповедь, причащение необходимы как воздух, но это средство, пособие, естественное доя нас, как дыхание. А судить будет Господь по делам, по тем делам, которые составляют наш жизненный крест, крест, который так часто кажется не своим и который не хочется нести.

Как узнать, что же нам делать в жизни, какие дела наши, где наш долг? А для этого и нужна молитва, внимание, смиренномудрие, это духовное творчество человека, где наша свобода сочетается с благой и совершенной волей Божией.

А еще нам надо стараться всегда настраиваться, напрягать себя при принятии духовных средств, они могучие, сильные, но воспринять можем эту силу только при искреннем, честном отношении, благодарении, понуждении, умалении своего самолюбия. Тогда покаяние производит действительные перемены в человеке, Бог творит чудо!

22 Май 2013

Оля спрашивает:
Здравствуйте, отец Феодосий. Очень полезный ресурс и информация сайта. Я написала в Гостевой книге этого сайта некоторые свои мысли про его рабочие моменты. Возможно, администратор не так часто ее просматривает, поэтому пишу вам, чтобы была возможность кое-что поправить и дополнить в его работу. Так же вижу некоторые языковые ошибочки, которые можно было бы исправить )))
Ваш мобильный номер остался без изменений?
Спасибо

игумен Феодосий отвечает:
Спасибо, Ольга за доброе слово. Пробная попытка, теперь нужно посерьезнее обратить внимание, заняться обстоятельнее. Пока несколько стихийно развивается наш ресурс. Да, это форма искусства на сегодняшний день, огрехи все хорошо видны. Это лицо организации, сайт могут видеть сотни и тысячи людей, во всем нужна культура представления…

14 Май 2013

Ольга спрашивает:
Спасибо за ответ. Почему в храмах г.Архангельска выгоняют из храма вместо того, чтобы предложить одеть юбку которые имеются в храме?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Ольга!
Простите за задержку ответа. Выгонять из храма недопустимо, если только, например, нетрезвый человек неприлично себя ведет, кричит кто-то, мешает другим, или голый пришел или еще что-то подобное. Судить и решать берут себе право люди, которые на это, как правило, не уполномочены. Это все наша однобокость, неразвитость, православие здесь не виновато, это желание человека слышать только себя и гордиться собой, ничего, кроме себя. Это мерзкое религиозное фарисейство, которое Господь очень резко обличил. Из наших храмов, к сожалению, выгнано очень много людей, постбольшевисткий синдром, ничего общего с православием.
Но настоятели призваны с этим бороться, наводить порядок на своих приходах, чтобы обращение с человеком было вежливое, уважительное, чтобы приходящий находил утешение. Ведь сотрудник, стоящий у свечного ящика, представляет лицо храма, миссионер в каком то смысле, очень большая ответственность, мы несем за это очень большую ответственность, как обошлись с человеком. Поэтому хочется надеяться на лучшее в этом смысле, и такие подвижки есть.
А Вам, с другой стороны можно посоветовать не смущаться, Вы пришли в свою Церковь, Бог гораздо превыше всех наших человеческих немощей и страстей, надо идти смело и решительно. Если человек обижается и уходит из храма потому что с ним там плохо обошлись, то получается большое несоответствие: своя обида и дом Божий, вера, святыня. Наплевать на обиду, за веру не только из храма могут выгнать, а вообще убить. Так что дай нам Господи крепости, силы и терпения.

07 Май 2013

ольга спрашивает:
Отец Феодосий Здравствуйте. Очень интересует вопрос почему нельзя женщине находиться в храме в штанах /нет возможности приобрести юбку,/, как я понимаю самое главное это вера в Бога!

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая Ольга!
Находиться-то в храме, конечно, можно. Да, главное это вера и то, что по существу. Но есть такие тонкие вещи, которые человек чувствует не всегда одинаково. Некоторый образ одежды — это дань уважения древней духовной традиции, это — будто бы сказать здравствуйте при встрече. А происходит эта традиция одежды очень просто — женщине положено скрывать формы своего тела. А почему, тоже понятно.
Вот, например, если кто-то из женщин приезжает в мужской монастырь и одевается таким образом нетрадиционно, то это означает приблизительно следующее: мне наплевать на вас всех здесь живущих, вас как будто нет здесь, только я!
Поэтому в церковной традиции Греции, которая не претерпела исторических изменений, такой вопрос решается иногда следующим образом: перед каждым монастырем стоит большой контейнер, где находятся простые холщевые полотна. Гречанки, из которых тоже очень многие ходят в брюках, перед входом в монастырь оборачиваются этими полотнами и получается церковная одежда, у них это с детства.
Поэтому юбку можно не покупать, а сделать что-то подобное и простое. Но когда человек начинает ходить в храм, постепенно такие моменты становятся естественными и разрешаются сами собой, без каких либо напоминаний и принуждений.

21 Апрель 2013

Мария спрашивает:

Здравствуйте. Бывает ли в Вашем храме молебен или акафист преподобной Марии Египетской? Если нет, можно ли об этом договориться на определенное время? Сколько это будет стоить?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая Мария!
К сожалению мы не служим регулярно молебен преп.Марии, хотя в нашем храме ее значимый образ, с которым произошло чудо обновления в 2001 г.
Поэтому есть желание и долг, особенно в то время, когда разгул блудной страсти, культ блуда. Мы постараемся решить вопрос со служением молебна, а пока звоните мне на телефон в индивидуальном порядке, в любое время, +7 911 552 40 10. Совершим молебен с Вами, когда удобно, оплата — это пожертвование по Вашему желанию и возможностям.

08 Апрель 2013

Андрей спрашивает:
Батюшка, расскажите, как Вы относитесь к такому понятию как «телегония»? Про нее очень много материалов и многие признают это явление. Когда-то у Вас в храме на стене висел текст об ее отрицании (если можно привести его или дать ссылку). Спасибо!

игумен Феодосий отвечает:
Дорогой Андрей!
Да, по понятию телегонии мнения разделились, мне трудно с точностью комментировать, пробовал читать соответствующие материалы, было взято с портала «К ИСТИНЕ» Уфимской епархии. Наверное, нет точных научных доказательств, а может тема очень неудобная. Сложно собрать точные данные по этому вопросу в отношении людей. В животном мире есть очевидные факты, по ним не спорят. В народном сознании факты телегонии всегда отражались, наверное, не спроста, опыт, наблюдения, чутье. Но научный мир всегда оспаривает то, что трудно доказать методами науки.
Возможно предположить, что в отношении людей этот закон действует не всегда однозначно, ведь есть место покаянию, изменению духа, дух действует на плоть… Хотя законы целомудрия и чистоты в нашей духовной традиции всегда непреложны, потеря целомудрия — всегда повреждение и требуются значительные покаянные усилия для врачевания. Поэтому такие строгие установления церковных правил в отношении блудных грехов — глубокое повреждение.
С подобными темами, такими как телегония, наверное, требуется некоторая осторожность, потому что враг спасения всегда старается устроить провокацию и манипуляцию в ту или иную сторону. Нам надо надежно ориентироваться на то, что со всей ясностью открыто в церковном Предании, у святых отцов.

07 Апрель 2013

Татиана спрашивает:
МИР ВАМ, БАТЮШКА. ОБЪЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ТАКОЕ ЗАКАЗАТЬ ЛИТУРГИЮ? С КАКИМ ПРОШЕНИЕМ, В КАКИЕ ДНИ (КРОМЕ ВОСКР. И ПРАЗДНИКОВ) И КАК ЭТО ОФОРМИТЬ? СПАСИБО.

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая Татиана!
Заказать Литургию — это значит заказать поминовение на проскомидию за живых или усопших. Это можно делать на каждой Божественной Литургии накануне вечером или утром перед службой. Оформляются записки, где пишутся имена людей, кого поминаем, главное условие, чтобы были крещены.
Если заказан сорокоуст или годовое поминовение, значит поминают сорок богослужений или в течение года.
Оформить такое поминовение довольно несложно, само такое поминовение почитается очень значимым и действенным, потому что поминаются имена людей на Божественной Литургии, вынимаются частицы из просфор за их души.

29 Март 2013

Зинаида спрашивает:
Как избавиться от одиночества? Оно внутри, с рождения.

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая Зинаида!
Может быть не избавляться, а жить, как устроено от рождения. Если человек имеет склонность к чему либо — это еще не порок, не всегда порок. Разные бывают склонности. Одиночество — похоже, бывает весьма свойственно человеку, мы все одиноки в какой то мере, даже если среди близких людей. Степень, наверное, у всех разная.

Так вот избавляться нам следует от того, что является грехом. Если одиночество тяготит, есть какой то состав греха, нужно разобраться. Почему одиночество тяготит? Ведь оно может быть прекрасным! Может быть человек гнушается людьми, не умеет выстраивать отношения, тайно превозносится, не умеет никого слышать, не умеет делиться теплом, согревать ближнего? Что есть греховного — нужно выявлять и пытаться преодолевать с помощью Божией.

А те свойства, с которыми мы родились, нужно учиться использовать и жить с ними, находить отраду, принимать, да, я родился такой, это дано мне зачем то!
Ведь не тяготились одиночеством пустынножители, затворники, стремились к нему, тяготились, скорее, необходимостью много общаться и быть с людьми.

Это потому, что жили они интенсивной и глубочайшей духовной жизнью, получали полное утешение и имели встречу с Богом, не боялись этой внутренней тишины, а стремились к ней, вот поэтому, по сути, человек никогда не одинок, никогда! В принципе! Всегда со своим Творцом, но не все это осознают и чувствуют, это плод трудов и духовной жизни.

Так вот, преодоление своих греховных наклонностей приносит человеку глубокое удовлетворение и учит его не бояться одиночества и даже стремиться к нему при всяком многолюдстве, среди людей разных, близких и любых других…
Помогая другим, исполняя свои обязанности перед людьми, хранить свой внутренний мир, не растворяться в других людях, быть цельным и искренним.

25 Март 2013

Татьяна спрашивает:
Можно ли креститься молодому человеку 17 лет без крестных? Шесть месяцев откладывается крещение из-за отсутствия крестного. Можно креститься в вашем храме?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Татьяна! 17 лет — возраст вполне сознательный. Но нужно пройти некоторую подготовку. В нашем храме каждую субботу с 11 часов утра проводится занятие для крещающихся, выдается небольшое количество материалов для изучения. То есть для совершения Таинства крещения над взрослым человеком необходима сознательная вера, желание креститься и некоторая необходимая подготовка.
Посмотреть материалы можно в разделе «В помощь крещающемуся».

12 Март 2013

Ольга спрашивает:
Каждый православный христианин должен стремиться к совершенству души, после смерти уже не будет возможности к совершенству? Батюшка, что Вы думаете об электронных картах? Принимать или нет, допустим я не приму, а дети мои примут.

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Ольга!
О состоянии человеческих душ после разделения от тела — смерти нет представления, что они находятся в бездеятельном или бессознательном состоянии. Все евангельские представления о Царстве Божием свидетельствуют о нем, как о Царстве с соучастием в Божественной Жизни, а значит, как о Царстве, полном творчества, совершенства, силы, красоты, благодатного движения, торжества, непрестанного хваления Господа.

Есть представление, что души будут совершенствоваться в добре и непрестанно, вечно приближаться и познавать Бога. На земле лишь начало совершенствования, выбор пути.
А об электронных картах достаточно сказано, понятно всем здравомыслящим людям. А как и что будет происходить — один Господь знает. Это предмет нашей болезненной тревоги, уповаем только на милость Божию и Его Промысел.

И, конечно, гражданское действие, борьба против этой надвигающейся гидры глобального террора необходимы, как наше оправдание перед Богом, что ты сделал, чтобы приостановить адское наступление?
В документах последнего архиерейского собора церковная позиция выражена достаточно ясно.

10 Март 2013

Иоанн Б спрашивает:
Добрый день.
Батюшка, позвольте спросить: можно-ли причаститься во время сплошной седмицы на литургии(предварительно подготовившись), если поста как такового нет? В частности — в Прощеное Воскресение?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогой, Иоанн!
Причаститься можно по нашему представлению в любое время, когда совершается Божественная Литургия и человек соответственно подготовился. Есть такая практика, что, если причащаются регулярно и при обстоятельствах болезни или других ограничениях, постятся день — два, и приступают, но молитвенное правило к причащению нужно читать обязательно. Поэтому нет ограничений причащаться в Прощеное воскресение и другие дни сплошных седмиц.

04 Март 2013

Наталья. спрашивает:
Доброе день. Я у вас спрашивала за Сорокоуст. Но мы из Ростовской области хотим заказать через почту оплату. Как сделать по какому адресу и на кого.

Администратор отвечает:
Уважаемая Наталья! Сообщите пожалуйста имя Вашего сына, чтобы сообщить священникам о ком молиться. Вы можете в разделе «Контактная информация» посмотреть банковские реквизиты или номер счета Яндекс-деньги и перечислить по ним удобным Вам способом посильное пожертвование.

03 Март 2013

Наталья спрашивает:
Подскажите пожалуйста как можно заказать Вам Сорокоуст о здравии сына. И сколько это будет стоить?

Администратор отвечает:
Здравствуйте, Наталья!
Сорокоуст о здравии можно заказать в лавке храма в честь св.блг.вл.кн.Александа Невского, по адресу: г.Архангельск, пр.Ленинградский, 264. Стоимость сорокоуста 150 руб.

28 Февраль 2013

Ольга спрашивает:

Батюшка ,благодарю Вас за ответы Ещё такой вопрос-перед чтением Евангелия надо читать молитвы ?Рекомендуется читать по одной или две главы а если хочется больше и есть время?Обязательно ли читать толкования?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Ольга!
Рекомендуется читать Евангелие по одной главе, это чтобы душа привыкала к духу евангельского слова, постепенно. Евангельское чтение — трудная пища, хотя и утешает, и производит ликование души, радует, укрепляет, вселяет надежду. Бывает глубинное чувство, человек это уже знает, это правда. Может чтение Евангелия и быть сухим, бесцветным, трудным, но польза, как учат святые отцы всегда великая, душа наша несет бремя болезни, поэтому подчас не чувствует и остается равнодушной.
Молитвы перед Евангелием читать хорошо, как это и делается во время богослужения. А количество прочитанного не ограничивается, сколько может понести человек! Хотя бы и целого евангелиста в день, но такое часто нам не по силам духовным.
А толкования очень важно изучать, именно тратить время, читать, изучать, дело всей жизни. Богомудрые толкования открывают нам евангельские тайны, доносят дух евангельского слова, оно становится нам ближе и дороже. Это служение Господу силами нашего ума.
Известнейшие толкования:
свт. Феофилакт Болгарский,
свт. Иоанн Златоуст,
преп. Ефрем Сирин и др.
из современных, например:
архиеп. Аверкий Таушев,
еп. Кассиан Безобразов,
новомуч. еп. Василий Кинешемский…

26 Февраль 2013

Ольга спрашивает:
Скоро Великий пост. Будут покаянные каноны, но на коленях больно стоять, была травма, терпеть или можно стоять?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Ольга!
Конечно, надо делать по своему состоянию и по силам. Господь не требует от нас разрушительной жертвы. Можно и потерпеть сколько то, чтобы только не вредно было. А если слишком тяжело, лучше стоять и смиряться, когда все на коленях. Если выделяться, то не по своей воле. Но здесь тоже смирение, стоять без смущения, когда причина на это есть. И так во всем, надо, значит сидеть и не смущаться, кушать, когда все постятся, со смирением, не по своей воле, если есть причина. Это лучше, чем подделываться под остальных с неискренним сердцем.

17 Февраль 2013

Татьяна спрашивает:
Можно ли человеку, состоящему на учете в психдиспансере , но не лишенному дееспособности , причащаться без соблюдения поста и исповеди?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Татиана!
Этот вопрос решается с духовником, насчет поста и исповеди. Поста действительно может и не быть в объеме как для здорового человека, для несущего бремя болезни пост уже в перенесении страданий от заболевания, в этом смысле пост не отменяется, только другая его форма. Но это индивидуально, по своему состоянию. А вот исповедь для всех необходима в доступной для человека форме, ведь причащаются люди в состоянии вменяемости, даже если имеют и психические заболевания, осмысленно выражая желание причаститься. А исповедь может быть индивидуальная по форме, сообразно с состоянием человека.

11 Февраль 2013

ТАТИАНА спрашивает:
Меня просят стать крестной. отроку 13 лет, я не знаю его,но знаю его маму и бабушку. Ведь став крестной, за него буду в ответе перед Господом, за его духовную жизнь. Но в их семье все невоцерковленные, в церковь ходят редко. Как же быть, живем далеко. Молиться за него в церкви и дома — этого совсем недостаточно. Горький опыт уже есть, своих крестников совсем не вижу,даже не знаю, где они. Хочу отказаться, все объяснив. Правильно ли?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Татиана!
Возможность стать восприемниками в крещении люди определяют сами.
Часто возникает компромисс: просят стать крестным, а сами весьма далеки от церковной жизни.

И здесь важна степень близости с этими людьми, не будет ли формально, возможно ли понести такую жертву за них? То есть ответить себе самому, готова ли я понести такую жертву за этих людей, близки ли мне они? Конечно, обязанности крестной велики и ответственны. Нужно почувствовать свои силы, желание, ведь все это добровольно, и если есть сомнение, конечно, можно отказать.

Если люди не прислушиваются и не желают ничего воспринимать, тогда взаимоотношения не возникают.

10 Февраль 2013

Ольга спрашивает:
Неприязнь к ближнему Как с ней бороться?

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Ольга!
Чувство неприязни к ближнему свидетельствует, что у нас не все в порядке в нашей душе, такие чувства естественны по состоянию деформированной духовной природы человека. Прежде всего это говорит о том, что мы превозносимся, может быть тайно и неосознанно для самих себя. Считаем, что наша правота уязвлена и нам что-то явно не нравится в другом.
Но если бы мы имели состояние кротости, грехи и ошибки ближних вызывали у нас не неприязнь к ним, а сожаление, сокрушение и сопереживание.
Поэтому — основное средство в духовной жизни при всех проявлениях греха — борьба за смирение. Всю жизнь. Дух смирения нам свидетельствует о том, что причина всего, что случается с нами, прежде всего в нас самих. Бог попустил совершиться каждой ситуации, которая произошла в нашей жизни. И внутренняя причина всегда в нас самих, обижаться не на кого.

К кому испытываешь неприязнь нужно постараться искренне сделать что то хорошее, что желал бы себе. Постараться примириться, хотя бы мысленно, а может быть и на деле, не смущая человека.

Не провоцировать конфликтные ситуации, а если нас раздражают грехи ближнего, его неправильное поведение, нужно выразить свои чувства, обличить, найти способ, как это сделать, но не накапливать в себе неприязненное отношение к нему, постараться внести ясность в ваши отношения.

Может быть прекратить общение и отойти, в этом греха нет, человек сам выбирает как и с кем ему общаться, но не накапливать неразрешенное памятозлобие. Только нельзя это делать в раздражении, в превозношении, всячески избегать высокомерия, пренебрежения к другому.

Господь запретил судить людей, но разбирать поступки, оценивать дела, бывает, приходится, и здесь мы должны быть очень внимательны, чтобы ни в коем случае не осудить самого человека.

03 Февраль 2013

Евгений спрашивает:
Можно ли верующему человеку посещать концерты и спектакли в нашем драмтеатре?

игумен Феодосий отвечает:
На такой вопрос, о нашем драмтеатре хотелось бы предложить следующее рассуждение.
Мы знаем, что в православной традиции к такому святому месту как алтарь храма, всегда относились благоговейно, помятуя предание, что ангел Божий до конца времени земной истории находится на месте, где хотя бы один раз была совершена Божественная Литургия. И поэтому там, где находился алтарь храма, если храм переставал существовать по каким либо причинам, старались ничего не строить, ограждали это место и ставили крест.

В нашей сегодняшней действительности мы зачастую не знаем с точностью, где находился тот или иной разрушенный храм. Иногда по этим местам намеренно прокладывали дороги, чтобы ездили и ходили, и такое место, по свидетельствам архангельских краеведов, находится при начале Соломбальского моста, где раньше стоял большой каменный храм в г.Архангельске. Или, что еще страшнее, устраивали общественные туалеты на месте храма, и такой туалет был буквально в двух шагах от Красной площади в Москве, где теперь восстановлен Казанский собор.
Если мы не знаем обстоятельства, то все это на совести тех, кто устраивает такое. Но если точно известно, что вот, здесь на месте алтаря устроена сцена, ходят, пляшут, дают представления, то конечно, верующему человеку невозможно добровольно участвовать в таких действиях.

Говоря про наш драмтеатр, для большинства людей неизвестно точное расположение разрушенного Троицкого собора г.Архангельска, хотя, наверное, кто-то знает об этом точно. Поэтому, когда мы посещаем этот зал по случаю проведения в нем больших собраний, конференций, съездов и т.п., то совесть меньше задирает, это вынужденное действие.

А вот когда предлагается посетить представления драмтеатра или гостей на гастролях, здесь каждый сам решит, лучше по велению совести, как и указывает апостол Павел в первом послании в Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10, 23).

30 Январь 2013

Елена спрашивает:
Как научиться терпеть самого себя?

игумен Феодосий отвечает:
Прекрасный вопрос! А, главное, всех касается. Самого себя, который и гордый бывает, и противный, и нетерпимый, раздраженный и со всякими вожделениями трудноисполнимыми, и унылый подчас, и какой только не бывает! А если еще начинаешь понимать кучу грехов своих и слабостей! Вот парадокс христианский! По мере покаяния, а значит узнавания себя самого, плохого, возрастает радость. Жизнь начинает открываться! Но, конечно не в пакостях своих, а в другом, в этой могучей тайне!

Первое, учимся быть самим собой, не стесняться себя, не бояться, не думать уж очень, какое произвожу впечатление. Это очень трудно — иметь мужество быть самим собой, с теми дарованиями и особенностями, какие нам Господь дал, а бездарных людей нет, это закон! Не все только про себя знаем. Не многие сейчас могут позволить себе эту роскошь — быть такими, какие есть, без рисовки, без различной игры, ролей и т. п.

А что это? Это же божественное смирение! Это оно учит человека цельности, простоте, а значит и силе. А как здесь без молитвы? Господи, буди воля Твоя! Дай мне силы преодолевать страхи различные, вожделения мои разнообразные терпеть, нестроения всякие, нападки, неудачи может быть. Дай мне научится понимать, что во мне от Тебя, что нужно принять, может быть развивать, не противиться этим свойствам. А что во мне — грех, который чуждый, мешает жить, разрушает, разлучает. Научиться терпеть эту болезнь греха и сопротивляться ей при всякой возможности. И — радоваться! Могучей радостью, не как больной какой, ведь не для больных апостол писал: «Всегда радуйтесь.» (1 Фес. 5,17). Потому что мы можем жить в потоке божественной жизни, быть под Его руководством, и тогда — всегда радость, Он и лечит, и утешает, и руководит, и присутствует. Всегда Благой, Совершенный, Который любит, принимает всегда. Христос — всех объемлющий, всех заключающий, всех исцеляющий. А тогда и не только себя, но и любые тяготы будем готовы терпеть, потому что познали Жизнь! Вот этому познанию стоит посвятить свои силы и время. Господи, благослови!

08 Январь 2013

Маргарита спрашивает:
уже целый год меня мучает уныние по потери близкого человечика.не знаю как дальше жить даже не хочу жить.в храм ходить не могу уныние усиливается еще больше слезы льются градом.происходит равнодушие ковсему.молитвы читать не могу все время плачу.

игумен Феодосий отвечает:
Маргарита! Горе — это вопрос веры, испытания, отношения к жизни. Это реальное испытание веры, без веры, горе очень трудно правильно перенести. А человек обязан сохраниться, жить с этой потерей, потому что ничего нет больше Бога, любовь к ближним не умирает, а часто нас в угол загоняет собственный эгоизм и жалость к себе. А божественное смирение говорит: не иди против рожна, и жизнь, и смерть в руке Божией, а смерти нет, нам надо и самих себя, и ближних (в том числе и умерших) управить к жизни бессмертной, и над этим трудиться.

Для тех, кто находиться в тяжелом горе, предлагаем посмотреть душеполезные материалы на сайте «Смерти нет» — www.smertinet.ru

08 Январь 2013

Татиана спрашивает:
О.Феодосий, с праздником Рождества Христова.
Я недавно была в Ижевске на Литургии, и там батюшка служил на удмуртском языке. Какой канон он нарушает

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая Татиана! Прекрасный вопрос. А на нашем курсе в Академии в Троице-Сергиевой Лавре один батюшка — студент принес на экзамен по текстологии Нового Завета свой перевод Евангелия на язык одного из диалектов Алтая, он знает этот язык. Преподаватель — протоиерей сразу поставил высшую оценку, дал подарок от себя этому студенту и все были очень рады. Наш батюшка делал этот перевод по благословению архиерея. В Православной Церкви никогда не препятствовали переводить богослужебные тексты и текст Священного Писания на любые языки народов мира, наоборот это благословлялось. И любой мирянин и священник может пробовать свои силы в переводе святых отцов, тестов Священного Писания с языков оригинала. Это не запрещается.
Но когда я стою у престола, у меня в руках служебник, по которому мы совершаем богослужебный чин. И я не могу менять, изменять в нем слова. Вот своими словами могу молиться сколько угодно, а чин богослужения менять не могу сам. Могу предлагать, полемизировать, выступать, заниматься переводами, а у престола в алтаре ничего сам менять не могу. И это положение есть в нашей присяге священника, которую мы принимаем перед совершением над нами таинства священства. Чин богослужения меняется определенным порядком и мы свидетельствуем, подписываем, что этот порядок признаем.
И когда батюшка служит на удмуртском или ином каком языке, он делает это с благословения архиерея. Вот в этом вся разница, но разница существенная.

04 Январь 2013

татиана спрашивает:
ИНОК ВСЕВОЛОД ФИЛИПЬЕЕВ ? ПРАВДА ИЛИ ОГОВОРИЛИ . О ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ РАССКАЗАЛИ НА НА НАШИХ КУРСАХ. СТИХИ ЕГО Я ПРИНЯЛА, ПРОЗУ НЕТ. ОН СЕЙЧАС НА АФОНЕ. ИЛИ ТВОРЧЕСТВО ЕГО ЭТО ОДНО, А ТО…. ДРУГОЕ. ПРОСТИТЕ.

игумен Феодосий отвечает:
Дорогая, Татиана! Трудный путь человека в духовной жизни, имеющего какой либо талант. У инока Всеволода их, наверное, не мало. Я ничего не знаю подробно. Довелось быть у его мамы в Москве несколько лет назад. Как бы ни складывалась жизнь у верующего человека, Бог не оставляет его. А что либо писать на духовные темы- меч острый, если кто то получил пользу от твоих трудов.

(3716)

11 комментариев

  1. Владимир
    Владимир на | | Ответить

    Благословите, батюшка, многогрешного раба Божьего. Подскажите мне, когда у меня день Ангела, если мой день рождения 4 сентября?

    1. Димитрий
      Димитрий на | | Ответить

      Не заблуждайтесь. Всему есть своё значение и определение. День Ангела и День Крещения — это один и тот же день. Ангел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны и помощи в добрых делах. У каждого-крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно. (прим. http://azbyka.ru/dictionary/01/angel-hranitel-all.shtml). День Имени, то есть именины или тезоименитство — день памяти святого, именем которого человек назван. (прим. http://azbyka.ru/days/imeniny/imeniny-all.shtml). Ангел и Святой — это разные личности. Вы уж определитесь что Вам нужно.

  2. Ирина
    Ирина на | | Ответить

    Отец Феодосий, благословите!

    Поздравляю Вас и братию храма с праздником Святого Благоверного Александра Невского! Да поможет он вам в нелегком деле защиты Православия от разъедающего влияния секты свидетелей иеговы. На вашем сайте есть видео, в котором Вы говорите о исследовании деятельности свидетелей иеговы, но на сайте я не нашла этой информации. Можно попросить переслать мне ее на почту, так как для меня это очень актуально. Рядом с нашим домом построили зал царств и идет очень активная пропаганда жителей, а у меня нет весомых аргументов противостоять этому.
    Прошу Ваших молитв, раба Божия Ирина ( г. Киев)

  3. Марина
    Марина на | | Ответить

    Здравствуйте братья и сестры! Хочу с вами поделиться большой моей радостью. После того, как я стала ходить на исповеди к о.Феодосию и читать Евангелие и Псалтырь моя жизнь поменялась самым кардинальным образом. Сколько было зла, сколько болезней и горя! И все винила кого-то, искала причину в других! А причина была ВО МНЕ! В моих делах неблаговидных, в мыслях поганых, в грехах. Спаси Господи, слава нашему Создателю, что он послал меня в руки игумена Феодосия! С нашей первой встречи начался долгий мой путь к исцелению. Надо сказать что родила я ребеночка, болел очень. Все болело, врачи руками разводили. Было так тяжело, что Феодосий даже приезжал в больницу причащал младенца. Теперь у нас все выправляется. Иначе как делами Господа это обчиниться никак нельзя. Только через 8 месяцев после рождения врачи смогли поставить правильный диагноз и назначить адекватное лечение. Я сама перестала плакать и переживать и главное — СТРАШИТЬСЯ. Спокойствие пришло в мой дом. Сегодня я молюсь и утром и вечером и днем. И за отца Феодосия, и за всех православных. Жизнь с Богом и по Божиим законам это единственное, как дОлжно жить в этом суетном мире. Всем добра! Никогда не поздно поменять жизнь — главное ВЕРИТЬ!

  4. Любовь
    Любовь на | | Ответить

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, проводите ли вы беседы для крестных перед крещением?Выдаете свидетельство, подтверждающее прохождение данных бесед? Заранее спасибо!

  5. Елизавета
    Елизавета на | | Ответить

    Здравствуйте,скажите пожалуйста, прежде чем покрестить ребенка, будущим крестным и родителям нужно пройти 2 беседы или одну?
    Нужно ли записываться на крещение,Или просто подходить в субботу к 13.00? Еще скажите пожалуйста, необходимо ли во время таинства крещения полностью опускать ребенка в воду? Можно ли попросить священника смочить только голову ребенка? Скажите пожалуйста,теплая ли вода в купели?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели