Свой маршрут — от Архангельска до Владивостока

Видеоблогер на коляске мечтает объехать всю Россию

Андрей вместе с мамой в редакции «Правды Севера»

 

Десантный корабль «Иван Грен» – одно из самых необычных мест, где побывал Андрей
Архангелогородец Андрей Антонюк (Миронов) себя называет обычным путешественником, только на коляске. Ярославль, Москва, Тула, Анапа, Краснодар, Владивосток — далеко не весь географический перечень, где Андрей побывал в последнее время.

Впечатлениями от увиденного делится в блоге «Путешествие и доступность с Андреем Мироновым» — выкладывает видеоэкскурсии, которые проводит сам.

Точка на карте

– Блог появился в 2019 году, но идея принадлежит не мне, — признаётся Андрей. — Я тогда проходил реабилитацию в Москве и увлекался тем, что комментировал футбольные матчи. Узнав об этом, мой реабилитолог сказал: «Футбол, конечно, дело хорошее. Но может, тебе создать канал о путешествиях? И показывать там на своём примере, куда можно съездить таким же ребятам, как ты».

– Андрей, а до 2019 года ты много путешествовал?

– Нет, — улыбается, — до этого я только лечился… И вообще, редко выбирался из дома.

Первым видео в блоге стала поездка в Анапу. Путешественник признаётся, что тогда ещё толком не знал, как снимать.

– Действовал по принципу «что вижу, про то и пою», — шутит Андрей. — Это потом, когда окончил онлайн-курсы экскурсоводов в клубе путешествий «Топос», у меня в работе появился новый формат — мини-экскурсии.

С создателями международной платформы «Топос», объединившей русскоязычных гидов со всего мира, Андрей «случайно встретился» в интернете, когда началась пандемия. Из-за карантина многие экскурсоводы остались тогда без работы и стали искать новые возможности для того, чтобы продолжать заниматься любимым делом и делиться красотами родных мест онлайн.

– «Топос» в переводе с греческого — место, — поясняет Андрей. — Клубу нужны были гиды из разных точек мира, которые могли бы не только проводить экскурсии, но и монтировать видеосюжеты. Причём в клубе готовы были этому научить.

И юный северянин решил попробовать свои силы. Прошёл конкурсный отбор. Поступил на курсы, успешно окончил обучение. И стал видеоэкскурсоводом. Почти два года Андрей Миронов, псевдоним был выбран специально для клуба, представлял Архангельскую область на международной платформе — проводил экскурсии, которые смотрели по всёму миру.

Где родился, там и пригодился

– Снимал я обо всём, — рассказывает Андрей. — Например, у меня была экскурсия по Новодвинской крепости — старшей сестре крепости Петропавловской. Делал видеопрогулку по Чумбаровке. Готовил историческую экскурсию о годах ссылки святителя Луки в Архангельске — это талантливый проповедник и знаменитый хирург. Приглашал всех в Малые Корелы — самый крупный по протяжённости музей под открытым небом в России. Обзорную экскурсию по Архангельску тоже проводил. Рассказывал о старом городе и о том, как Архангельск изменился сейчас.

На подготовку порой уходил не один месяц. Требования к экскурсоводам, по словам Андрея, были строгие. Необходимо было «поднять архивы» — отыскать малоизвестные факты, проверить их достоверность. И из четырёх часов видеозаписей выбрать «самое-самое» — на 15–20 минут. Не просто показать какое‑то новое место, а сделать так, чтобы потенциальные путешественники при желании могли повторить тот же маршрут сами.

Признаётся, что вначале немного волновался, как «зрители» воспримут начинающего гида на коляске.

– Но отзывы были самые тёплые, — говорит Андрей. — Я чувствовал поддержку, интерес к Архангельску и к тому, что делаю. Но из‑за санкций с 2022 года экскурсии на «Топосе» стали недоступны в России. Работу я, к сожалению, потерял, — констатирует путешественник.

Впрочем, по словам Андрея, за это время он приобрёл большее — изменился сам.

– После того как я начал «водить» экскурсии, у меня на многое открылись глаза. Понял, что прежде чем рассказать о каком‑то интересном месте, надо это место полюбить самому, — поясняет Андрей. — И только тогда свою любовь и увлечённость ты сможешь передать другим…

«Зачем тебе это надо?»

Андрей решил учиться дальше. Сейчас он студент третьего курса Пермского финансово-экономического колледжа, специальность — туризм.

– Обучение заочное, дистанционная форма образования, — поясняет он. — Учиться очень нравится. Правда, когда подавал документы, первое, о чём меня спросили: «Зачем тебе это надо?» Мол, колясочник — и поступаешь на туризм… А когда узнали, что я уже работал экскурсоводом, удивились ещё больше.

В колледже одним из первых заданий Андрея стала тема развития историко-экологических троп России.

– Можно было ограничиться теорией, — говорит он. — Но я выбрал Куликово поле — первое ратное поле России… И решил, что поеду туда сам. Вместе с другом и мамой — она в нашей маленькой творческой команде видео-оператор.

По словам Андрея, Куликово поле стало для него настоящим открытием.

– Огромнейший музейный комплекс, интерактивный. Попадаешь туда и ощущаешь себя частью истории, — делится он впечатлениями. — Вот только добираться, как оказалось, очень сложно. Поезд, электричка, несколько автобусов. На коляске — почти невозможно. Но мы всё‑таки добрались…

Итогом путешествия стал цикл видеороликов, которые Андрей разместил в блоге: «Это мой небольшой посильный вклад в общее большое и очень важное для страны дело по развитию внутреннего туризма, — написал он в анонсе своей экскурсии. — Поле Куликовской битвы — живой свидетель ратного подвига наших предков…»

Побывав на Куликовом поле, Андрей, по его словам, понял, что обязательно должен увидеть и Бородино.

– Есть места, названия которых знает каждый: Москва, Красная площадь, Кремль… Но столь же знаменито и Бородинское поле, — говорит путешественник. — Не побывать там хотя бы раз — упустить в своей жизни что‑то важное. И я, конечно, поехал.

Когда расстояние значения не имеет

По словам Андрея, самое главное, что требуется любому путешественнику, — внутренняя решимость.

– Когда ты уже решился, то начинаешь думать, как идею осуществить. Ищешь пути доступа, — поясняет он. — В моём случае надо учесть много моментов. Например, инвалидное купе — одно-единственное на весь поезд. И в него надо обязательно попасть. В обычное купе, я пробовал, коляска просто не проходит. Так что подготовка стартует месяца за три — с покупки заветного билета. Ну, а когда уже разработал маршрут, забрался в поезд, сел в самолёт, то расстояние значения не имеет, — улыбается Андрей.

Самая дальняя точка его путешествия на сегодня — Владивосток.

– Там живёт мой друг Влад, — рассказывает Андрей. — Он давно меня звал в гости. Но я всё не решался. А тут маме моей исполнилось 50 лет… Чем не повод? И мы рванули во Владивосток вместе.

Если сравнивать маршрут по доступности передвижения, то, по словам Андрея, долететь до Владивостока легче, чем самостоятельно добраться из Архангельска до Новодвинской крепости.

– В аэропорту тебя заранее встречают, сопровождают. В зале ожидания тоже всегда комфортно, — рассказывает путешественник. — Пассажира на коляске пускают в самолёт, кстати, самым первым. Выпускают, правда, последним. При посадке используется амбулифт — такой специальный подъёмник вместо трапа. Чудеса техники… В плане доступности многое изменилось именно после паралимпийских игр 2014 года. Раньше ничего подобного просто не было.

Все барьеры — в голове

Из Москвы во Владивосток лететь около восьми часов. По словам Андрея, многие его знакомые удивлялись: «Ты точно выдержишь? Это же так далеко…»

– Но по времени, на самом деле, столько же, как до Каргополя на машине из Архангельска, — констатирует Андрей. — Те же восемь часов. Только в небе.

– И как встретил Владивосток?

– Там очень интересно… Например, остров Рейнеке — самый таинственный остров Владивостока. Увидел я и ботанический сад — один из крупнейших экологических парков. А какой уникальный во Владивостоке океанариум… По площади — как пять футбольных полей! Только ради этого туда стоит лететь. Много гулял по городу. Поразило, что мне все хотели помочь. В автобус подняться, через какой‑нибудь бордюр перебраться — я даже не успевал попросить. Все сами предлагали помощь. В такси загрузиться — без проблем.

– В Архангельске не так?

– В Архангельске по‑разному. Такси, например, не всегда приезжает. Бывает, вызовешь и слышишь: «Мы вас не повезём». Почему? А потому, что ты «такой не такой». И, мол, надо было предупреждать заранее, что на коляске. Но когда я заранее предупреждаю, не приезжает вообще никто, — смеётся Андрей. — А так хоть какой‑то шанс что уедешь.

Хорошо, что низкопольные автобусы в Архангельске наконец появились. Это огромный плюс. Кондуктора помогают выйти, зайти, а иногда и других пассажиров «разогнать» немного, если те не расступаются. Или просто делают вид, что для коляски «нет места».

По словам Андрея, коляска вообще часто воспринимается как «блокировка». При виде её у некоторых, считает он, возникает психологический барьер.

– Я это ещё из детства помню. Мне лет двенадцать было, — рассказывает Андрей. — Отдыхал в санатории, плавал в бассейне. Вначале один, потом прибежали другие дети. Играли в воде. И меня даже выбрали капитаном команды. Ни у кого мысль не возникла, что со мной «что‑то не то».

А когда стал из бассейна выбираться… «Ты что, на коляске?» Для некоторых это стало шоком. Сразу отошли в сторону. Но были и те, кто остался. Думаю, иногда детей «блокируют» сами родители: «Тебе такой друг не нужен». И блокировка так и остаётся по жизни. От этого, конечно, немного грустно…

Подняться на корабль


– Куда бы ты хотел отправиться в путешествие в следующий раз? — спрашиваем Андрея.

– Планов много! Мечтаю объехать всю страну. Но одна из ближайших целей — Прохоровка, третье ратное поле. Хотел бы посетить и музейно-храмовый комплекс Вооружённых Сил России — духовный символ.

Ещё со школы очень люблю историю. Отсюда, наверное, мои исторические предпочтения и в путешествиях, — поясняет Андрей.

Одно из самых необычных мест, где ему удалось побывать, — десантный корабль «Иван Грен» Северного флота, который прошлым летом стоял в Архангельске.

– Сам корабль, на удивление, оказался очень удобным для передвижения на коляске, — делится впечатлениями путешественник, — но на него надо было ещё попасть… Мы с мамой долго стояли в общей очереди, потом нас вытолкали вперёд. Многие почему‑то были уверены, что меня «всё равно не пропустят». И когда очередь подошла, моряки тоже немного, как мне показалось, растерялись. Но вида не подали. Сообщили капитану. Он спустился, оценил обстановку. И… меня на руках матросы подняли на корабль.

Экскурсия интереснейшая! Рад, что там побывал. Очень тепло попрощались. Моряки сказали, что я единственный турист-колясочник, который поднимался на этот военный корабль.

Общения много не бывает

– А среди твоих знакомых есть ещё путешественники на колясках? — спрашиваем Андрея.

– Пока нет. Но надеюсь, мой пример кого‑нибудь тоже вдохновит. Чего дома‑то сидеть? Вокруг столько интересного.

– Но иногда даже из подъезда, особенно на коляске, выбраться трудно. Если нет лифта, пандуса…

– У меня такая проблема раньше была, хотя живу на первом этаже, — кивает Андрей. — Всё упиралось в одиннадцать ступенек. Маме спускать меня было очень тяжело. Мы заказали пандус, заплатили почти 30 тысяч рублей, а пользоваться им невозможно. Угол наклона не тот. На третьей ступеньке скорость коляски увеличивалась так, что не удержать.

Я тогда перерыл весь интернет — цены на подъёмники под миллион. Заоблачные! Но всё‑таки нашёл. Написали с мамой изготовителю на завод — 130 тысяч рублей. Но чтобы получить подъёмник по этой цене, деньги надо было внести сразу. И я обратился к своим подписчикам. Мне помогли — за несколько дней собрали около ста тысяч. Это тоже чудо…

Теперь спуск по лестнице — две минуты. Дольше пристёгиваться. Заряд у подъёмника — хватает на пятьдесят этажей. Если кому‑то интересны подробности, пишите в блог — с удовольствием поделюсь опытом. И чем смогу — помогу. Пообщаемся, — говорит Андрей.

По его словам, общение — это то, чего никогда не бывает много. Помимо канала о путешествиях, Андрей ведёт и литературный блог. Стихи сам не пишет, но с удовольствием читает. Надеется, что после публикации в «Правде Севера» у него появятся не только новые подписчики, но и новые друзья по творчеству, чтобы «просто гулять» вместе. И быть может, вместе отправиться в следующее путешествие…

Наталья ПАРАХНЕВИЧ

(22)