Задержка развития души

B современных детях все чаще наблюдается какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутреннего инфантилизма. Смотришь иногда на подростка и кажется, что ты уже ничему его не можешь научить, этакий «крутяк», такой он бывалый, многоопытный, знающий, что почем. А чуть копнешь — и такая незрелость обнаруживается, что впору ставить диагноз «задержка психического развития». Порой на самые простые вопросы: что такое хорошо и что такое плохо «крутяк» ответить не может. Незрелые понятия о жизни и людях не могут не отразиться на поведении таких подростков. Отсюда и безответственное поведение, прогулы, хамство, запредельное своеволие. Порой эта дисгармоничность повергает в состояние шока.

В последнее время попадаются «крутяки» и среди дошкольников. Они снисходительно, а то и с презрением смотрят на кукол и другие детские игрушки. Мультики типа «Простоквашино» или «Кот Леопольд» для них — малышовое развлечение. То ли дело боевики, фильмы ужасов… А как хвастаются эти шестилетние Лолиты и Шварценеггеры тем, что сегодня принято называть «качеством жизни», а ведь оценка дорогих вещей несвойственна маленьким детям просто по их природе! В старые времена максимум, на что обращалось внимание, красивый ли цвет. А красивым, как правило, считался яркий. И колечко из фольги восхищало дошкольницу ничуть не меньше, чем настоящее. Дорогая стрижка или престижная мебель из каталога находились вне поля интересов ребенка. Он любил шкаф за то, что в него можно было залезть, когда играешь в прятки. А стрижку ненавидел, потому что в парикмахерской заставляли сидеть не шевелясь, да еще закрывать глаза, когда стригли челку.

Теперь же «продвинутые» родители с умилением рассказывают, как «крошка сын к отцу пришел» и… посоветовал, в каком пункте сегодня выгодно совершить валютный обмен. «Умный парень растет», — умиляется папаша. А умник не владеет элементарными нравственными понятиями, без которых невозможно становление человеческой личности. Чем взрослее становится ребенок, тем обыденней выглядит его практичность, а душевное недоразвитие высвечивается все ярче. И дело не только в отсутствии высоких потребностей: стремления к поэзии, живописи, классической музыке. И раньше было достаточно много людей приземленного склада, но все же в их маленький мирок была вписана семья, ради которой надо трудиться, т.е. они обладали развитым чувством ответственности.

Современному же инфантилу чуждо чувство ответственности, он не может отвечать даже за себя. Он весь во власти влечений, сиюминутных, по преимуществу низменных желаний и не собирается себе в чем-либо отказывать. Захотелось покататься на модных аттракционах — украл деньги из папиного кошелька. Захотелось острых ощущений — укололся, и ведь не умер же, потому что «соблюл дозу». Шел на экзамен, но встретил приятелей и обо всем забыл, зато так классно повеселились. Увидел на прохожем прикольную куртку — шарахнул его по голове и снял. Удар, правда, немного не рассчитал — ну, так я же парень накачанный, даром, что ли, в тренажерный зал хожу?.. С присущей им инфантильностью они уверены, что родители точно так же должны обеспечить им «достойное качество жизни», как обеспечивали кормежку и красочные конструкторы в малышовом возрасте. Сами же они никому ничего не должны. Такой недоросль может украсть все деньги, имеющиеся в доме, нисколько не заботясь о том, что завтра ему же самому будет нечего есть. — А меня это не колышет! Это ваши проблемы, — заявит он растерянным «предкам» и, ужасая их патологической бессовестностью, затребует на следующий день после воровства «сбалансированного питания».

А вот юноша более старшего возраста, с виду более благополучный. Он и школу окончил, и даже в институте отучился. Устроился на работу, прилично зарабатывает. Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением: вывели в люди… Но «люди» — это в данном случае громко сказано. Не очень-то похож инфантильный юноша на взрослого человека. Он живет с родителями на всем готовом, и при этом не считает нужным отдавать им хотя бы часть зарплаты. Вскоре у сына появляется девушка и на    робкий вопрос родителей, когда же, наконец, они вступят в брак, отвечает, что на свадьбу нет денег. Ведь нужно, чтобы все было на уровне: и ресторан, и платье, и свадебное путешествие. А уж про детей нечего и заикаться! Какие дети в наше время? Сперва надо пожить для себя, ведь в жизни так много интересного: пиво, дискотеки, клубы, кино, интернет, роликовые коньки, бассейн, яхта, теннис. Жизнь похожа на большую песочницу, в которой появляются все новые формочки и совочки. А работать приходится для того, чтобы их оплачивать, поскольку родители этот взрослый набор игрушек обеспечить уже не в состоянии.

Конечно, подобные формы инфантилизма сильно отдают патологией, но когда ее так много, то возникает соблазн расширить границы нормы, что и сделано в современном обществе. Сегодня подобных молодых людей, как правило, признают вменяемыми.

Может возникнуть вопрос: а зачем плодить нежизнеспособных граждан? Зачем поощрять безответственность и инфантилизм, ибо только очень невнимательные или не очень честные люди считают, что инфантилизм распространяется в обществе стихийно, сам по себе, без малейших усилий с чьей бы то ни было стороны. Если стихийно, то наши города не были бы наводнены идиотскими и непристойными молодежно-подростковыми журналами, газетами, книгами. Не работали бы на отупление юношества целые телеканалы. В школах бы не сокращали часы, отведенные на изучение литературы, а из программы не выбрасывали бы произведения, развивающие душу, заменяя их прямо противоположными.

Так все-таки зачем государству растить инфантилов? Конечно, одна из очевидных задач государства, насквозь пропитанного интересами бизнеса, — воспитание идеальных потребителей, и тут инфантилы нужны позарез. Кто хочет того, другого, третьего и всего сразу, не умея задуматься, нужно ли ему это в действительности? Кто падок на все новое, яркое, вкусное? Кому быстро надоедает купленная игрушка, которая еще вчера казалась пределом мечтаний? Кто легковерен, у кого не развито критическое мышление? С кем можно затеять игру в «две покупки, третья бесплатно» или в «дисконтную карту для постоянных покупателей»? — Конечно, с ребенком. Но с таким, у которого взрослые аппетиты и взрослая возможность распоряжаться средствами.

Однако коммерческий расчет — это лишь первый и совсем не главный слой. Куда важнее задача сокращения численности населения. И тут нет никакого противоречия. Идеологи общества потребления очень боятся, что потребителей станет слишком много, ведь ресурсы Земли ограничены, и на всех может не хватить. Поэтому с начала 60-х гг. XX века в мире была взята на вооружение политика скрытого геноцида. Людей, с одной стороны, стали всячески ориентировать на малодетность, а с другой, создавали условия для «выбраковки» населения. Чтобы человек якобы по собственному желанию разрушал свое здоровье и умирал раньше времени. Именно поэтому с середины прошлого века в мире происходит последовательная либерализация законов, связанных с наркотиками, проституцией, половыми извращениями. Именно поэтому так бурно развиваются табачно-алкогольная и порноиндустрия. Именно поэтому изобретаются новые чудодейственные лекарства с массой побочных эффектов и пищевые добавки, которые потом оказываются ядовитыми. А настойчивая пропаганда компьютерных игр, от которых портится зрение, разрушается психика, возникают сердечно-сосудистые заболевания? А массовое производство продуктов питания, содержащих канцерогены? А пропаганда высокотравматичных видов спорта? А романтизация уголовного образа жизни?

Понятно, что инфантилов гораздо легче и одурачить, и заманить в ловушку. Такие люди, губя свою жизнь, будут уверены, что жизнь у них лучше некуда. Те, кто впишутся в новую реальность будут нежизнеспособны в традиционном обществе, поскольку там сильны родственно-дружественные связи, поддержка близких. А вот глобалистскому (антитрадиционному) обществу прочные человеческие связи совершенно не нужны. Ему нужны «свободные атомы», которые на самом деле будут полностью зависимы от системы социальных служб, без которых не смогут существовать. А раз так, то они должны быть стопроцентно лояльны к глобалистскому режиму.

Целенаправленное разрушение традиционных человеческих уз происходит уже довольно давно. Кардинальный перелом, произошел в XX в., когда сторонники этих идей стали создавать в разных странах условия для разрушения крестьянских общин и большой многопоколенной семьи. К концу столетия капиталистический и социалистический строй исчерпали себя и сейчас речь идет о некоем едином «постиндустриальном» обществе. Обществе, для которого отчуждение людей друг от друга постепенно становится нормой. Фактически все самое важное в жизни человека происходит вне дома и вне семьи. Рожают «цивилизованные люди» в медицинских учреждениях. Умирают, как правило, тоже. Да и в промежутке между этими двумя эпохальными событиями, в основном, находятся не в семье. Ясли, детский сад, школа, институт, работа, дом престарелых… Главное во всем, чтобы человек был «свободен»!

Христиане давно предупреждены, что в последние времена оскудеет любовь (Мф. 24,12). Этот предапокалиптический признак сейчас отмечают многие. «Зло и грех на земле распространяются все больше и больше, — пишет выдающийся православный мыслитель нашего времени архимандрит Рафаил (Карелин), — ад захватывает своей бездонной пастью все новые и новые жертвы. Любовь, которая объединяет людей, оскудевает и уменьшается, как источники среди жгучих песков пустыни» («Падение гордых», М, 2000, стр. 107).

Выходит, пропаганда инфантильного образа жизни имеет и скрыто-демонический смысл? Потворствуя инфантилизму, способствуя задержке (а то и остановке!) развития детских душ, мы своими руками приближаем, конечно, временное, но от этого не менее страшное торжество антихриста.

Подготовлено по материалам публикации «Задержка развития души».

Т. Шишова, И.Медведева

(127)