Мы созданы для Радости

Что такое Царствие Божие? Апостол возвещает нам: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Сам Бог пребывает в радости, и радость Его совершенна. А человек – образ Божий, и его предназначение – тоже пребывать в радости.

Господь говорил Своим ученикам: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». Затем, обращаясь к Отцу, Он сказал: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».

И неслучайно первое слово, какое сказал Христос после Своего воскресения, обратившись к женам-мироносицам, – это слово было: «Радуйтесь!».

Святитель Феофан Затворник замечает: «Радость в духе – всегдашняя спутница христиан, и среди лишений произвольных, и среди страданий невольных. Как обличительно для нас отсутствие радости духовной! Ибо это несомненный знак того, что наше христианство очень недостаточно, то есть многого в нем недостает. Больше всего радость сию подсекает то, что нет усердия, вяла жизнь, живем кое-как, переваливаемся с ноги на ногу».

Конечно, у нас бывают разные моменты в духовной жизни: могут быть и скорби, и печали, и огорчения – это даже неизбежно. Но все равно мир и радость должны преобладать, и нам нужно за это бороться. Уточню, что мы говорим о радости не в обычном мирском понимании. Не о той радости, которая выражается в приподнятом настроении, смехе, улыбках и которая проистекает исключительно от мирских или даже греховных причин, например, от удовлетворенного тщеславия.

Мы говорим о радости духовной. А она может выражаться не только как веселое расположение, но и как духовная бодрость, и как сила терпеть всё находящее, и как ревность к добродетели, и как внутренняя собранность, и как особое мирное состояние.

«Радуйтесь всегда в Господе, и паки реку: радуйтесь!» – вновь и вновь повторяет апостол. И это не просто приветствие, это его завет всем нам, завет, который мы должны исполнять, как одну из заповедей! Как мы следим за тем, чтобы в сердце нашем не возникали блудные помыслы или помыслы гнева, тщеславия, так же нам нужно следить за тем, чтобы в нашем сердце всегда был радостотворный мир.

Утешение земными благами полезно душе, когда совершается с простотой, разумной умеренностью и, главное, с благодарением Богу, с памятованием о Нем.

Какие еще источники радости есть в нашем райском саду? Может быть, вы удивитесь, но наш сад устроен таким образом, что источником радости бывают даже скорби и искушения.

У преподобного Исаака Сирина есть замечательные слова: «Прежде искушений человек молится Богу как чужой кто. Когда же входит в искушения по любви к Богу и не допускает в себе изменения, тогда вменяется у Бога как бы имеющий Его (то есть Господа) должником своим и как искренний друг».

Когда мы среди скорбей, мы особенно прилежим молитве, и Господь постоянно утешает нас как Своих искренних друзей. Скорби и искушения не позволяют нам расслабиться, держат нас в здоровом духовном напряжении. И как это ни парадоксально прозвучит, без скорбей мы даже и вовсе не могли бы радоваться – мы были бы не способны к радости, как не способны ходить по горам и плавать в море изнеженные, больные люди.

Обратите внимание: в этом весь секрет – любую скорбь принимать как любовь Божию, с благодарностью. Благодарность – это еще один источник радости, источник, дающий нам необыкновенную жизненную силу!

Еще один поистине чудотворный, цельбоносный источник – это монашеские подвиги и добрые дела. И если земные блага не всегда могут нас радовать, то подвиги и добрые дела утешают всегда и пожигают любую печаль и огорчение.

Святитель Иоанн Златоуст объясняет: «Всякая мирская вещь легко повреждается и не может доставить нам прочного удовольствия; но благочестие и доблесть душевная – совсем другое дело. Если подашь милостыню – никто не может отнять у тебя этого доброго дела. Пусть нападут со всех сторон войска: они не могут отнять приобретения, сокрытого на небе; нет, радость эта остается навсегда. Если будешь совершать постоянные и прилежные молитвы – никто не может похитить плода их, потому что этот плод утвердился корнем в небесах и безопасен от всякого повреждения. Если терпеливо перенесешь злословие, если на зло ответишь добром – эти добрые дела останутся навсегда, и радости от них никто не отнимет, но всякий раз, как вспомнишь о них, будешь радоваться, веселиться и вкушать великое удовольствие».

Недаром говорится, что ближний – это наше спасение. Когда мы помогаем ближним, то сердце наше смягчается и обретает способность радоваться. Даже в тяжкой скорби, когда мы сильно поддаемся унынию или гневу, какая-нибудь незначительная помощь другой сестре может совершенно изменить наше состояние. Поэтому если нас просят о помощи, будем радоваться, как радуется человек, который за ничтожную цену приобретает сокровище.

Есть еще одно монашеское делание, очень важное, которое является для нас неиссякаемым источником радости. Это делание – покаяние. Часто мы впадаем в такую ошибку – нам кажется, будто покаяние по сути своей смешано с горечью, будто оно совершенно лишено радости.

Конечно, нужно оговориться, что в тот момент, когда мы согрешаем, мы не можем не огорчиться – было бы нелепо утверждать обратное. Грех отторгает душу от Бога, лишает ее радости, вводит в нее печаль. Собственно грех – это единственная причина для печали. Житейские невзгоды, разные неудачи и обиды от людей – все это не разлучает нас с Богом. Только грех производит такое страшное действие, и душа естественно омрачается, опечаливается.

Но очень важно для нас, жизненно необходимо – не допускать, чтобы эта печаль осталась в нашей душе надолго! Мы должны понимать, что это неестественное, неправильное состояние, что это действие греха – и покаянием стараться выйти из этого состояния и вернуть себе радость.

Святитель Феофан Затворник коротко и ясно объясняет: «Можно плакать о грехах своих, а радоваться о Господе». Как бы ни были велики наши грехи, человеколюбие Божие все равно превосходит их. Будем смотреть не столько на свои грехи, сколько на милостивого Господа – и никогда не будем поддаваться унынию, а будем трудиться, бороться за добродетель и за то, чтобы вернуть радость, которую отнял грех. Именно трудиться! Потому что радоваться – это на самом деле не просто. Всегда радоваться – значит всегда пребывать в подвиге. Когда человек согрешает, ему бывает трудно даже признать, что он согрешил. Он ищет всевозможные оправдания, говорит, что не грех произвел в нем печаль, а те или иные обстоятельства, несправедливость от других людей – поэтому печаль его как будто оправдана. И нужны усилия, нужно переступить через себя, чтобы сказать: «Я печалюсь, потому что я согрешил». А затем требуются еще усилия, чтобы просить прощения, верить и надеяться, и бороться за радость.

Таков секрет радости. Осознать свой грех, укорить себя, понудить себя к покаянию, к молитве.

И мне хочется, чтобы вы запомнили одно правило: какие бы ни были у нас грехи, как бы ни действовали страсти – главное, никогда не унывать.

Один брат постоянно впадал в грех блуда, но каждый раз после падения приносил покаяние. Однажды ему явился дьявол и стал говорить: «Да как тебе не стыдно предстоять пред Богом или вообще призывать Его имя! Да у тебя еще хватает наглости псалмы петь!». На что инок ответил: «Клянусь, что никогда не прекращу ходатайствовать против тебя пред Богом и буду бороться с тобой до самой смерти!». Тогда дьявол сказал: «А я не буду больше с тобой бороться, не то с твоим терпением ты еще и венец получишь из-за меня», – и оставил этого брата.

Поэтому, даже если страсть постоянно превозмогает нас, несмотря на все наши усилия, – даже в таком случае мы не можем отчаиваться! Нет таких грехов, нет таких страстей, которые могли бы лишить нас права с дерзновением обращаться ко Господу: «Воздаждь ми радость спасения Твоего».

Мы иногда думаем: «Я буду радоваться, когда окончательно изгоню из своей души страсть гнева (или страсть тщеславия, или какую-либо другую мучительную страсть)». Но это одно из самых опасных заблуждений. Для того чтобы искоренить страсть, могут понадобиться многие годы, целая жизнь! И что же, всё это время нам не исполнять заповеди апостола: «Всегда радуйтесь»? Для кого же тогда он это сказал? Для бесстрастных ангелов? Нет, он повелел радоваться нам, грешным людям – таким, какие мы есть теперь!

Преподобный Исаак Сирин говорит: «Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, не усмотрел же полезным поставить ее выше страстей прежде второго пакибытия».

Возможно, Господь для нашей же пользы не отнимает от нас страсть, чтобы в борьбе с ней мы приобрели терпение и смирение. Были такие подвижники, которые даже просили Господа не избавлять их от страсти, потому что чувствовали пользу от борьбы.

Суть в том, что не нужно ждать скорого избавления от страстей, а нужно «терпеливо возделывать добродетель», как говорит один древний подвижник, «не малодушествовать при неудачах, не отчаиваться и не падать духом, но сколько бы раз не пришлось упасть, снова вставать, воодушевив себя надеждой и ожидая милости Божией».

А преподобный Исайя предлагает нам еще такое краткое поучение: «Есть страсти, есть и добродетели». То есть он предлагает каждой из нас задуматься: хорошо, у тебя есть страсти, но есть у тебя и добродетели. Есть у тебя неверие, но есть и вера. Почему же ты не берешь это во внимание? Смотри только за тем, чтобы не быть ленивой – борись с собой, кайся, молись, и пребывай в радости.

А теперь мне хочется взглянуть на еще один источник радости в нашем райском саду – самый главный источник, из которого проистекают все прочие. Радость – это Сам Христос. Нет полнее и глубже этой радости, нет ничего более достойного носить имя радости! В Евангелии множество раз употребляется слово «радость», и во многих случаях речь идет о радости встречи со Христом. Радовались «радостью весьма великой» волхвы, когда подошли к дому, где был Богомладенец Христос. «Взыграл младенец Иоанн радостно» во чреве Елизаветы, когда почувствовал приближение Господа. С радостью мытарь Закхей спустился с дерева к Спасителю и принял Его в доме своем. Обрадовались ученики, увидев Воскресшего Господа.

И эта радость – радость о Христе – не поверхностная, не такая, которая слегка задевает душу. Эта радость проникает глубоко в сердце, очищает и оживляет его, изменяет все устроение человека. Такая радость может не выражаться внешне, не обязательно, чтобы человек смеялся и резвился. Человек может быть внешне серьезным и сосредоточенным, но иметь сердце исполненным сокровенной радости о Христе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Источник всякой истинной радости течет в храме», имея в виду, что радость проистекает от молитвы.

Задумаемся: апостол, заповедуя нам «всегда радуйтесь», следом прибавляет: «непрестанно молитесь». Непрестанно молитесь – собственно только так и можно исполнить заповедь о постоянной радости. Молитва и радость связаны между собой неразрывно.

Молитва делает нас радостными, счастливыми даже среди тяжких скорбей.

И мы, когда молимся, обретаем способность радоваться в любых обстоятельствах и в каждый миг своей жизни. Может быть, кто-то из вас скажет: «И все-таки невозможно радоваться всегда! Можно радоваться от случая к случаю – но как радоваться непрестанно?».

Надеюсь, что вас окончательно убедит святитель Иоанн Златоуст: «Знаю, что исполнение этих слов для многих кажется невозможным. Как возможно, говорят, человеку непрестанно радоваться? Радоваться не трудно, скажет, быть может, кто-нибудь, но радоваться непрестанно – это мне кажется уже невозможным, потому что нас постигают со всех сторон многие неизбежные скорби. Иной потерял искреннего друга, который роднее всякого родственника, или понес ущерб в имуществе, или впал в болезнь, или претерпел другое какое-либо несчастие, или огорчен незаслуженной обидой – и не перечтешь всего, что обыкновенно огорчает нас. Как же, говорят, возможно всегда радоваться? Конечно, возможно, человек! А если бы было невозможно, то Павел не стал бы убеждать, не стал бы советовать он, обладающий духовною мудростью… Не нужно много слов, ни продолжительного разглагольствия: размыслим только об одном его изречении – и найдем путь, ведущий к истинной радости. Павел не просто сказал: “Радуйтесь всегда”, но присовокупил и причину непрерывной радости, сказав: “Радуйтесь всегда о Господе”. Радующийся о Господе ни в каком случае не может быть лишен этой радости».

 

http://www.sestry.ru/church/content/slug/events/21

(382)