Святой благоверный князь Александр Невский

AleksandrNevskiy

Празднование 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря

4 февраля 2007 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон со священнослужителями из других храмов совершили Божественную литургию и освятили престол в церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского.

23710277

Истинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, и защитником Родины, молитвенником за родной народ — «солнцем земли Русской». Родился он 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, — рязанская княжна. Святой Александр был их вторым сыном.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе святитель Симон, епископ Суздальский. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Русской Церкви и Земли.

С ранних лет, будущий великий князь сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, поставил его самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава Александру (Параскеву). Она была родственницей преподобной Евфросинии Полоцкой, которая в 1162 году отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу с просьбой прислать икону Богоматери, написанную святым евангелистом и апостолом Лукой. Чудотворный образ был отправлен на Русь из Эфеса, икону везли через Корсунь (Херсон – древний Херсонес Таврический), по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской.

korsunskaja-ikona-bozhiej-materi_1

В Полоцке икона находилась до 1239 года. Параскева (Александра), выходя замуж за святого Александра увезла чудотворный образ в город Торопец. Милостью Божией 03 декабря 2009 чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесская-Корсунская-Полоцкая-Торопецкая была передана из фондов Государственного Русского Музея в Храм Святого благоверного князя Александра Невского.

В самое трудное время в истории Руси (с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари) Промыслом Божиим встал на спасение Земли Русской святой князь Александр.

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.

147

Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю». Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давида, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!», и, уповая на Святую Троицу, поспешил на врагов. Было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвой, мужественно повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул русскую крепость Копорье, а в 1242 году освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, и дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

zhitija_svjatih_skazanija_o_russkih_svjatih_dlja_detej

Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

60131639

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь и с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников. Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси.

Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, и силы были отданы все. Возвращаясь из четвертой дипломатической поездки в Орду, святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.

san1-e1354697293817

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

24595

30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне.

(1598)