Святая блаженная Ксения Петербургская. День памяти – 6 февраля

Икона «Ксеньюшки Блаженной», как называют эту любимую в народе святую, сегодня есть в каждом храме нашего города (Санкт-Петербург), да и по всей стране. В день ее памяти к часовне на Смоленском кладбище стекается множество народа: от полунищих путников до богато одетых дам, от глубоких стариков до юных студентов, от иноков до почти неверующих.

Люди несут цветы и, несмотря на морозы, стоят в длинной-длинной очереди. У них свои отношения с Ксеньюшкой, очень личные, которые выразить можно, лишь прислонившись лбом к холодной стене часовни… А было время, когда посещение ее могилки запрещалось: на кладбище был установлен милицейский пост, а саму часовню обнесли забором…

Часовня… для хозяйственных нужд?

Почитание Ксении Блаженной началось при ее жизни и усилилось после кончины. В 1830-е над могилой на Смоленском кладбище устроили простую деревянную часовню, больше напоминавшую сарай. По инициативе тогдашнего настоятеля протоиерея Алексия Сперанского в 1902 году была возведена каменная часовня в русском стиле. В годы войны Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной были закрыты, но люди все равно приходили и молились здесь. По многочисленным просьбам верующих храм и часовня были открыты в 1947 году. Часовню за неделю, а храм за месяц удалось привести в пригодное для богослужений состояние. Но в годы хрущевских гонений часовню вновь закрыли, объяснив это «нездоровой» обстановкой, создаваемой «кликушескими» элементами, а также аварийным состоянием здания. Прошения об ее открытии поступали в течение 20 лет, но оставались без ответа. В начале 1980-х дело сдвинулось: в 1982 году Ленгорисполком принял решение о передаче часовни церковной общине.

В 1987 году в праздник Смоленской иконы Божией Матери часовня была освящена. Уполномоченный по делам религии пытался помешать крестному ходу вокруг часовни: во время чина освящения к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию подходили люди и передавали требование уполномоченного не идти крестным ходом, но он отвечал: «Когда я служу, мне никто не может помешать». И крестный ход был совершен.

Протоиерей Виктор Московский был назначен настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери 1 сентября 1987 года. «Храм был в запущенном состоянии, часовню Ксении Блаженной отремонтировали, но совершать панихиды по ней уполномоченный запрещал. Использовать часовню можно было лишь как помещение для хозяйственных нужд, там находился склад инвентаря, — вспоминает отец Виктор. — Людей-то не обманешь, они шли в часовню и слезно просили совершать там молитву. Я вынужден был обратиться к митрополиту Алексию (впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II) с просьбами верующих благословить совершать молитву в часовне. Он мне посоветовал от имени верующих людей, не боясь, настойчиво добиваться права на молитву, обращаясь во все инстанции. Конечно, владыка Алексий во всем поддерживал меня и помогал. Но только весной 1988 года мы наконец получили негласное разрешение на совершение треб в часовне».

В 1988 году произошло событие, которое еще несколько лет назад невозможно было представить: блаженную Ксению причислили к лику святых. В канун канонизации было разрешено совершать по ней панихиды. «Но, совершая панихиды, мы все равно относились к ней, как к святой, — говорит отец Виктор. — Чувствовали ее помощь во всем, ее молитву».

Митрополит Алексий всячески содействовал канонизации Ксении Блаженной. Приезжая из Синода, он каждый раз говорил настоятелю, что дело сдвинулось на 60%, потом на 80%, потом уже на 98%… Покойный Патриарх Алексий II всю жизнь сохранял трепетное отношение к петербургской святой: хотя бы раз в год, в свой приезд в Петербург, посещал храм и часовню, служил Литургию, молебны, говорил слово прихожанам. «Он считал Смоленский храм и часовню своим любимым детищем», — вспоминает отец Виктор.

Настоятель Смоленского храма протоиерей Виктор Московский

Протоиерей Виктор Московский слышал про Ксению Блаженную еще в детстве: «Когда прислуживал в храме, видел, что многие записки об упокоении начинались с имен Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной». Тогда он еще не знал, кто это такая, узнал позже, учась в семинарии. Но в советское время никто представить не мог, что в нашей стране канонизируют новых святых: «Даже и во сне нам не снилось, что будут открываться закрытые храмы, строиться новые; подвижники веры и благочестия будут прославляться в лике святых. В наше-то время храмы закрывались. Сейчас я смотрю вокруг и удивляюсь: воистину Господь творит чудеса! И народ Божий помогает Церкви, и власти, и благотворители».Рядом даже в мелочах

В праздник Ксении Блаженной на Смоленское кладбище приезжают и приходят пешком паломники из самых разных мест нашей страны и ближнего зарубежья. Народу с каждым годом все больше и больше: в прошлом году очередь была до 17-й линии, а часовню закрыли только в полночь. «У нас пока, к сожалению, нет возможности принимать паломников, — говорит отец Виктор. — Здание для гостиницы требует ремонта. К тому же оно очень небольшое, — а паломников тысячи! Кто-то останавливается в Иоанновском монастыре, там есть гостиница, кто-то — у знакомых. А кому совсем негде ночевать, тех мы оставляем в храме, а на следующий день они помогают в уборке. Так и выходим из положения. Паломники из других городов могут быть спокойны: на улице никто не останется».

Нина Фролова, свечница в часовне, рассказывает: «Людям, которые приходят на праздник, я бы памятник ставила. Ведь по пять, по шесть часов стоят только для того, чтобы приложиться. Так долго не потому, что мы чего-то не учитываем (стараемся не задерживать: один батюшка помазывает, а другой молебны служит), просто народу так много. Столько любви надо людям, столько терпения! Но, наверное, за то, что они выстояли, они от Ксении милость и получают». Нина Анатольевна трудится бок о бок с матушкой Ксенией уже 21-й год: «Это великая Божия милость. Ксения помогает, подставляет плечо, даже в мелочах она рядышком с вами». За это время по молитвам Ксении Блаженной совершилось немало чудес. «Только-только открыли часовню, к гробнице подвезли мальчика в инвалидной коляске, батюшка помазал его маслом. Я сама видела, как он из коляски встал. Нет, он не пошел — да и не мог, наверное, пойти, ножки-то слабые, — но встал и стоял. А еще был такой случай. Знакомая одной нашей прихожанки живет за границей. У нее обнаружили рак желудка, предстояла сложная операция. Она не просила Ксению ее исцелить, она просила: „Помоги!“ Мы заказали 40 молебнов, но не успели все отслужить, как она позвонила и сказала, что ее выписали из клиники: диагноз не подтвердился. Мы заказали еще 40 молебнов, теперь уже благодарственных… Многим матушка Ксения деток дает, моей сестре вот внучку подарила. В семье ее сына девять лет не было детей, и сестра часто ходила к Ксении молиться за сына. А неверующая невестка относилась к этому скептически. И вот на девятый год у них родилась дочь. Невестка после этого уверовала и свекровь свою благодарила».

К блаженной Ксении приходят все

Сегодня — гуляющий, завтра — верующий

В часовне блаженной Ксении Петербургской молебны и панихиды служат постоянно с открытия до закрытия. Часто не только по запискам, но и по письмам, приходящим издалека: «Мы получаем очень много писем с просьбами помолиться о болящих или пьющих родственниках, солдатах-срочниках, особенно о тех, кто служит в „горячих точках“, — рассказывает отец Виктор. — Часто просят у Ксеньюшки помощи, если в семье неладно или когда ищут достойного спутника жизни. Бывает, просят прислать маслица. Мы опускаем лепесток розы в елей, освященный на могиле Ксеньюшки, и в письме высылаем. Они потом этот лепесточек полагают в сосуд с маслом. Получаем мы и благодарственные письма. Часто пишут: „Какие вы счастливые, что имеете такую святыню!“ Пишут, что молятся за нас. Я говорю своей братии: „Благодарите Бога, что все мы здесь, нас знает и о нас молится весь мир“».

В годы, когда часовня была закрыта, люди писали записки со своими просьбами к Ксении Блаженной. Сейчас и храм, и часовня открыты, можно подать записку за здравие или за упокой, помолиться за богослужением. Но люди по-прежнему оставляют записки у стен часовни: пришлось даже поставить для этого специальный ящик. Содержание этих записок часто бывает курьезным: «Я однажды видел записку мальчика: „Ксения Блаженная, убеди мою маму, чтобы купила мне велосипед!“ — вспоминает отец Виктор. — Не только дети, но и взрослые такое пишут! Поговорить бы с теми, кто оставляет эти записки, объяснить, что это не волшебство какое-то, но они со священниками в контакт не вступают».

В городе бытует поверье, если пара собирается пожениться, надо три раза обойти вокруг часовни, чтобы брак был прочным. «Это смешно, конечно, — говорит отец Виктор. — Можно попросить Ксению, чтобы брак был прочным, но надо приходить с верой, с молитвой, а не с магической цифрой „три“ в голове. Ведь можно и десять раз вокруг часовни обойти, а толку не будет. По вере вашей да будет вам…»

Нина Фролова считает, что 20 лет назад, когда часовня только открылась, у людей было больше сердечной веры: «Бабушки, которые прошли десятилетия безбожия, как молились!.. А сейчас людей больше стало, а искренне верующих — меньше. Стоит очередь в часовню, начинаешь просить, чтобы пропустили вперед тех, кто с маленькими детьми, куда там! Бывает, чуть не до драки дело доходит!.. Приезжие, как правило, приходят с благоговением, я больше говорю про местных, гуляющих. Хотя… сегодня пришел гуляющий, завтра, не исключено, Ксения так его поразит, что станет верующим!..»

Фото: Юрий Костыгов и Станислав Марченко

Журнал «Вода живая». 

Официальное издание

Санкт-Петербургской епархии 

Русской Православной Церкви. № 2, 2010 год.

Автор: Татьяна Кириллина

Блаженная Ксения, Ксения Григорьевна Петрова, (около 1803), родилась между 1719 и 1731 годами в Петербурге. О детстве ее практически ничего не известно. Известно, что отца блаженной звали Григорием. Но можно предположить, что Ксения росла в богатой и благородной семье, поскольку была хорошо воспитана и обучена грамоте. В двадцать два года она вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего в чине полковника. Брак оказался очень коротким. Через три с половиной года горячо любимый супруг Ксении Григорьевны скончался. По одним источникам, Андрей Федорович долго болел, по другим – умер внезапно и даже не успел исповедоваться и приобщиться Святых Таин. Потрясенная горем, молодая вдова в день похорон мужа надела его одежду (камзол, рейтузы, картуз) и в таком виде пошла за гробом. На кладбище она сказала: «Андрей Федорович не умер. Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить», – а потом принялась просить молиться за упокой души «рабы Божией Ксении». Народ решил, что у несчастной помутился рассудок, а безутешная вдова требовала ото всех: «Не зовите меня Ксенией, но зовите меня Андреем Федоровичем».

Медицинское обследование по требованию родственников, пытавшихся лишить вдову права распоряжаться наследством, показало, что психически она совершенно здорова. Вступив в законные права, блаженная Ксения раздала нуждающимся все имущество, включая и дом. У нее не осталось ничего. Святая отреклась от богатства, положенной пенсии, более того, она отреклась от своего собственного имени, и во имя любви к ближнему, приняла на себя тяжелейший подвиг юродства Христа ради. Бездомная, она целыми днями скиталась по улицам Петербурга в одежде умершего супруга, бормоча невразумительные речи, подвергаясь насмешкам и издевательствам. Блаженная же, уподобляясь Христу, принимала эти обиды с кротостью и смирением. Чаще всего блаженную Ксению видели возле церкви святого апостола Матфея, где она собирала подаяние, которое потом раздавала нищим и ущербным. Бывали случаи, когда ей подавали золото, но она с особой благодарностью принимала «Царя на коне» – копейки с изображением святого Георгия – эти копейки шли от души, а не от замаливания грехов. Иногда святая ночевала в небогатых домах знакомых, иногда уходила в ночь за город, шла в поле и там молилась до самого рассвета, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны. Когда одежда мужа пришла в негодность, блаженная стала носить «чуни» на босу ногу, зеленую юбку, да красную кофту. Это были ее любимые цвета. Красный означал кровь Христову, безвинно пролитую. Зеленый для христианина всегда был цветом надежды. Так она ходила и зимой и летом, в любую непогоду и даже стужу, но никогда не болела. Видно, Милостивый Господь хранил избранницу, осеняя Своей благодатью. Вскоре люди стали замечать, что за странными речами блаженной скрывается глубокий смысл.

Однажды встретила она благочестивую женщину, сунула ей в руку медную монету и сказала: «Возьми пятак, тут Царь на коне. Потухнет». Женщина взяла пятак и в недоумении пошла домой. По дороге она все думала, что могут значить слова блаженной, оказавшись на своей улице, увидела, что дом ее горит. Она бросилась со всех ног к дому, и как только подбежала, огонь чудесным образом потух. Тут женщина поняла, что означали слова святой «Возьми пятак… потухнет».

Пророческий дар блаженной повергал петербуржцев в изумление. Однажды юродивая пришла к своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой и заметила: «Вот ты тут сидишь и не ведаешь, что тебе Бог сына послал. Беги скорее на Смоленское кладбище». Параскева не посмела ослушаться Андрея Федоровича и пошла к кладбищу. На одной из улиц она увидела шумевшую толпу. В разговоре выяснилось, что извозчик сбил беременную женщину, которая разрешилась мальчиком и тут же скончалась. Так бездетная Параскева нашла сына. За свою долгую жизнь благочестивая неграмотная женщина с благословения блаженной Ксении вырастила и вывела в люди пятерых сирот.

Вот еще один случай, рассказывающий о прозорливости угодницы Божией. Придя в дом к вдове Голубевой, святая сказала ее семнадцатилетней дочери: «Ты кофе пьешь, смеешься, а твой суженый сейчас жену на Охте хоронит». Девушка и ее мать по настоянию блаженной отправились на кладбище. Там они увидели доктора, который хоронил свою жену. Они подошли со словами утешения, случилось так, что познакомились, а спустя некоторое время девица Голубева вышла за вдовца замуж.

Но самым известным предсказанием угодницы Божией была смерть императрицы Елизаветы Петровны.

24 декабря 1761 года накануне Рождества Христова блаженная Ксения бегала по городу и громко кричала: «Пеките блины! Скоро вся Россия Матушка будет печь блины!» Наутро разнеслась весть о кончине благочестивой императрицы, более всех святых почитавшей Пресвятую Богородицу.

Молва о предсказательнице быстро разошлась по Петербургу. Блаженную Ксению стали почитать, прислушиваться к ее мнению. Когда она входила к кому-то в дом, это считалось хорошим предзнаменованием. Если давала кому-то копеечку, это означало милость, а часто и богатство этому человеку. Матери приносили к ней своих детей, чтобы она приласкала их, усматривая в этом Божие благоволение к своему чаду. Извозчик знал, что если он подвезет куда-нибудь святую, то выручка ему обеспечена. Всякий булочник на Петербургской стороне считал за благо угостить ее выпечкой, и если блаженная по какой-либо причине отказывалась принять дар, то можно было не сомневаться, что в этот день никто не заглянет в эту лавку. На рынке блаженную обступали с просьбами: «Прими копеечку, Андрей Федорович, на помин души рабы Божией Ксении». У некоторых блаженная брала медные деньги, некоторым купцам и торговцам отказывала. «Ты покупателя обижаешь, обвешиваешь», – говорила она и шла собирать милостыню для других, не для себя.

Вокруг блаженной всегда толпились люди, желая послушать ее наставления. Она была немногословна, святая старалась помогать страждущим делом, молитвою, а не словами. Когда на Смоленском кладбище строили церковь, блаженная по ночам таскала наверх кирпичи, чтобы облегчить и ускорить каменщикам работу. Она по-прежнему ходила в обносках, ела, что подадут, спала, где придется.

Такой аскетический образ жизни блаженная Ксения вела сорок пять лет, до самой своей смерти, около 1803 года. Похоронили Угодницу Божию на Смоленском кладбище, и сразу же началось паломничество к ее могиле.

По молитве блаженной происходили многие чудеса – в семьях прекращались раздоры, муж переставал пить, отчаявшийся получал хорошее место, больные исцелялись. Так в молодом Петербурге появилась своя святая, которую почитали все больше и больше. Со временем над ее могилой была построена часовня. Молва о посмертных деяниях блаженной Ксении разнеслась по земле Русской, и в 1988 году она была прославлена как всероссийская святая, по определению Собора, «за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, кротости и прозорливости, на основании большого количества чудес, совершающихся по молитвам блаженной, а так же непрекращающегося народного почитания».

«Не делайте никому зла в жизни. Враги и злоба людская мучают меня и заставляют страдать». Наверное, произнося эти слова, святая Ксения видела перед собой образ распятого Христа, безропотно отдавшего Свою жизнь во искупление грехов человеческих.

(1182)